Международная просветительская акция Русского географического общества “Географический диктант” организуется ежегодно с 2015 года. Участники проекта анонимно отвечают на вопросы по географии России, однако оценка уровня географической грамотности не является главной задачей диктанта: акция носит просветительский характер и нацелена на популяризацию географических знаний, повышение интереса к науке и национальному природному и культурно-историческому наследию.
Вместе с тем более половины заданий последних лет составляют вопросы непрофессиональных авторов, поступающие на международный конкурс РГО “Напиши свой вопрос для Географического диктанта”, а также серии коротких тематических конкурсов. В 2022 году серию блиц-конкурсов приурочили к Году культурного наследия народов России, что позволило дополнить пул заданий диктанта вопросами по географии России, связанными с живописью, музыкой, литературой и народным творчеством.
В 2023 году привлечение непрофессиональных авторов к созданию заданий диктанта продолжается:
с 13 февраля по 17 мая Общество проводит международный конкурс “Напиши свой вопрос для Географического диктанта”
За восемь лет проведения в акции “Географический диктант” приняли участие около 3 млн человек по всему миру. Проект впервые стал международным в 2017 году, и с тех пор к акции присоединилось 125 зарубежных стран.
Кроме того, с 2018 года Географический диктант ежегодно пишут российские космонавты, находящиеся на борту Международной космической станции. Традицию создания уникальных площадок поддерживают и отечественные учёные, работающие в Антарктиде. Так, в 2021 и 2022 годах диктант написали на станциях “Прогресс” и “Мирный”.
Географический диктант составляется в нескольких вариантах — для написания на площадках в день диктанта, а также для прохождения на сайте акции в целях тренировки и дополнительного испытания своих сил. Каждый вариант включает по 40 вопросов, разделённых на две части: 10 вопросов “географического ликбеза” на основе общеизвестных фактов из географии и 30 вопросов, требующих применения образного мышления, логики и эрудиции.