Об этом в рамках заседания рабочей группы по вопросам изучения и сохранения старинного судна на днях заявил научный сотрудник Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника Кижи, заслуженный работник культуры Республики Карелия Юрий Наумов.
По мнению экспертов, что подтверждается и результатами дендрохронологического анализа, проведенного руководителем комиссии “Дендрохронология” Вологодского отделения РГО Юрием Жаворонковым, такие суда для России очень редки. Похожие были обнаружены только в Мангазее.
Однако там были именно кочи, предназначенные для хождения морем, «вытегорское» же судно – не коч, поэтому пока правильнее будет называть его ладьей, используя общее название для всех подобных судов, и Европейской части России аналогов ему нет.
«Особую ценность представляет то, что сохранилась цельная основа ладьи – в других местах, например, в Старой Ладоге, находили только отдельные фрагменты, которые не позволяют произвести научную реконструкцию внешнего облика и конструкции судна. Таким образом, по мнению ученых, «вытегорская ладья» – уникальный артефакт, не имеющий аналогов в России», – рассказал глава Вытегорского района Александр Зимин.
В рамках рабочей встречи художником-реставратором Лаборатории научной реставрации предметов прикладного искусства из органических материалов ФГБУК «Государственный Эрмитаж», одним из немногих в России специалистов по консервации «мокрого» дерева Натальей Васильевой были проведены замеры влажности, визуальный осмотр судна и изложены варианты его консервации.
Необходимо отметить, предупреждают специалисты, что задача эта очень непростая. И в первую очередь, это связано с размерами судна – 22 метра в длину и 2,5 метра в ширину. Из всех известных на сегодня методик консервации лучше всех себя зарекомендовала методика постепенного замещения воды в дереве растворами консервирующих вещества, уточняют в администрации Вытегорского района.
Соответственно, необходимо будет изготовить для судна ванну из нержавеющей стали с «водяной рубашкой», чтобы в течение всего периода консервации (а это примерно 3-4 года!) поддерживать температуру рабочего раствора в 80 градусов. Плюс необходимо обеспечить постоянный контроль химических параметров раствора, периодическое проведение необходимых анализов и мониторинг хода реставрационных работ. Ориентировочная стоимость консервационных работ может составить порядка 10 миллионов рублей в год, более точные расчеты будут представлены позже.
«Главное, что необходимо сделать сейчас – не допустить быстрого высыхания остова судна, что неминуемо приведет к его короблению, растрескиванию, изменению размеров и формы. Поскольку процесс поиска финансирования будет, скорее всего, небыстрым, рекомендовано погрузить судно в воду», – уточнил Александр Зимин.
В связи с этим возникла идея изготовления прозрачного резервуара с водой, в котором можно будет временно сохранять судно, и одновременно, представлять его для осмотра как ученым, так и туристам.
ВРО РГО