“Золотой цветок”, географический центр России, Тунгусский метеорит – и это не все, что обсудили на встрече “Литературной минералогии”

размещено в: Комиссии, Новости | 0

Очередная встреча проекта «Литературная минералогия», посвященная природным богатствам Красноярского края и произведениям художественной литературы о нём  состоялась в Вологодской областной научной библиотеке.

 Богатый край простирается с севера на юг практически по всей долготе нашей страны, занимая площадь, равную «четырём Франциям» – 2,4 миллионов квадратных километров! На его территории находится «Золотой цветок России» – географический центр Российской Федерации, символизирующий стабильность границ страны и единение её народов.

Памятный знак (автор проекта А.П. Жадан, чеканка О.И. Кузьмина) напоминает собой распускающийся цветок – символ возрождения России. Из каменного тура к небу стремительно вылетает шпиль-стебель, увенчанный золотым двуглавым орлом. На границе тура и подножья шпиля – четыре «лепестка» – золоченые свитки – информационные доски. На них нанесены координаты Географического центра, расчетчики, открыватели и спонсоры.

Координаты центра – в междуречье Оби и Енисея – были определены Д. И. Менделеевым еще в начале XX века. В 1992 году экспедицией имени И. Д. Папанина на правом берегу реки Таз, ниже устья реки Большая Ширта, установлен обелиск.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

В крае зарегистрировано 120 ООПТ, в том числе 11 – федеральных, 105 – краевых, 4 – местного значения.

Наиболее известной является территория, связанная с так называемым Тунгусским метеоритом. 30 июня 1908 года в районе реки Подкаменная Тунгуска произошел взрыв на высоте 7-10 км. Объект, который послужил причиной взрыва, – вероятно, кометного происхождения. Непосредственно перед взрывом в течение нескольких секунд в небе наблюдался ослепительный яркий шар-болид, который был виден в радиусе 800 км, остался мощный пылевой след, сохранявшийся в течение нескольких часов. Полет этого небесного тела сопровождался звуком, напоминавшим раскаты грома. После световых явлений над безлюдной тайгой раздался взрыв. Его мощность оценивается в 40-50 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что в 2000 раз больше мощности атомной бомбы, взорванной в Хиросиме в 1945 году. В радиусе 40 км оказались повалены деревья, вызванное им землетрясение зарегистрировали сейсмографические станции Европы, а воздушная волна дважды обогнула земной шар. Одновременно под действием светового излучения и потока раскаленных газов на десятки километров вокруг вспыхнула тайга. На пространстве, ограниченном с востока Енисеем, с юга – линией «Ташкент – Ставрополь – Севастополь – север Италии – Бордо», с запада – атлантическим побережьем Европы, развернулись небывалые световые явления, вошедшие в историю под названием «светлых ночей лета 1908 года». На всей этой гигантской территории несколько суток практически не наступила ночь: весь небосвод светился так, что можно было в полночь читать газету без искусственного освещения. В 1927 году Л. А. Кулик изучил непосредственное место события. Метеорит, как и его кратер, не были найдены, но обнаружены микроскопические силикатные и магнетитовые шарики, указывающее на космическое происхождение вещества. В конце 1950-х гг. исследователи Тунгусского феномена пришли к выводу, что метеорит, вероятно, взорвался в воздухе.

Ещё одно уникальное явление – Красноярские Столбы. О Столбах написано множество книг и статей, снято множество фильмов. Им посвящены стихи, о них написаны песни, они служат источником вдохновения художников. В геологическом отношении они связаны с глубинным магматизмом и состоят из сиенитов – пород, близких к гранитам. О необыкновенной форме Красноярских столбов говорят их названия: Дед, Беркут, Перья, Ковриги, Манская баба, Китайская стенка, Крепость и многие другие. Всего в заповеднике насчитывается около 500 различных выходов сиенитов, а самих скал-столбов – 99. Высота скал достигает 60-90 м, а возраст самых древних скальных образований – 600 миллионов лет.

Перейдя к геологии, поговорим об основе территории – древней Сибирской платформе.

О древних платформах

 Древние платформы – в их числе наша Восточно-Европейская, а также Северо-Американская, Южно-Американская, Африкано-Южно-Американская, Западно-Африканская, Китайская, Корейская, Индостанская, Австралийская и Антарктическая – это самые древние участки суши (протоплатформы, кратоны), которые обособленно «блуждали» в начале геологической истории Земли по её поверхности, периодически объединяясь в палеоконтиненты-архипелаги. Так, 2,8-2,6 миллиардов лет назад возник первый глобальный архипелаг Археогея. Разрывы земной коры делили палеоконтиненты-архипелаги на мелкие «обломки», затем циклическое развитие Земли вновь приводило к стягиванию их в единые суперконтиненты. Так происходило несколько раз. При этом накопление материала в морях по периферии протоплатформ и последующее горообразование приводило к увеличению площади протоплатформ. Таких эпох горообразования, отстоящих во времени порядка 200 миллионов лет, было несколько: карельская, байкальская, каледонская, герцинская. Именно они последовательно «заполняли» пространство между Сибирской и Восточно-Европейской протоплатформами: это сегодняшние Урал и Западно-Сибирская низменность, которые входят в состав Урало-Монгольского складчатого пояса, обрамляющего с запада Сибирскую платформу.

Полезные ископаемые

 Полезные ископаемые Красноярского края связаны как с породами фундамента древней платформы, так и с её чехлом и со структурами Урало-Монгольского складчатого пояса. При этом нужно иметь в виду, что территория края геологически достаточно слабо изучена. Основные месторождения располагаются на севере и юге края, а подавляющая его часть – «пустая», но это свидетельствует лишь о труднопроходимости, но никак не о перспективности.

Графит

Красноярский край располагает значительными ресурсами графита, связанными с древними толщами, – более 350 миллионов тонн. Все месторождения, проявления и перспективные площади располагаются в западной части Тунгусского угленосного бассейна. Выделяются два основных графитоносных района – Курейский и Ногинский, соответственно, в Туруханском районе и Эвенкии.

Графит при своём образовании проходит чаще всего несколько стадий преобразования углеродистых соединений: растительность – торф – уголь – графит. И чаще всего на графите это цепочка заканчивается. Но не так в Красноярском крае. А как? Ответ даёт Попигайский кратер – единственный в своём роде источник импактных алмазов, причисляемых к уникальному виду высокотехнологического сырья.

Алмазы

Долгое время единственным источником алмазов считались кимберлиты. Однако в 1940-ых годах советские исследователи обнаружили в арктической зоне котловину неизвестного происхождения. Гигантская «червоточина» диаметром 100 км расположилась прямо на границе Красноярского края и Республики Саха (Якутия). Ряд геологических экспедиций, прошедших в 1970-ых, позволил получить исчерпывающие данные: мы имеем дело с кратером метеоритного происхождения (астроблему), вмещающим в себе запасы необычного алмазного сырья.

Попигай был образован примерно 36 миллионов лет назад в результате падения крупного небесного тела на Землю. Мощный удар буквально расплавил горную породу, содержащую большое количество графита. Под воздействием высокого давления и температур он преобразовался в природный материал, представленный в виде смеси различных фаз углерода. Учёные нашли новую коренную породу импактных алмазов – полезных ископаемых, образующихся в результате ударно-взрывных процессов, происходящих при падении крупных метеоритов. Оценённые ресурсы 2-х месторождений импактитов равны почти 150 миллиардам карат, что многократно превышает общемировой объём запасов алмазов. И, что самое поразительное, они занимают всего 0,5 % общей площади Попигайского метеоритного кратера. Таким образом, общие ресурсы котловины могут достигать триллионов карат. Важно, что абразивная устойчивость и износостойкость «космического» сырья практически в 2 раза превышает аналогичные свойства природных и синтетических алмазов. Кроме того, оно обладает повышенной твёрдостью, способно выдерживать гораздо более высокие температуры (выше на 250°). Но ювелирной ценности импактиты не представляют, поэтому их до сих пор детально не разведуют. Также причиной является дороговизна освоения астроблемы из-за неразвитой на арктических территориях инфраструктуры.

Медно-никелевые руды и другие полезные ископаемые

На севере Красноярского края сосредоточено более 95 % российских запасов никеля и платиноидов – это уникальные месторождения комплексных платино-медно-никелевых руд с кобальтом Норильской группы (Норильск-1, Октябрьское, Талнахское), в которых заключены значительные запасы золота. Комплексные руды связаны с мощными накоплениями базальтов, которыми славится плато Путорана.

Первые полезные ископаемые (уголь) в районе были обнаружены в 1840-х годах экспедицией Александра Миддендорфа. В 1860-х годах Фёдор Шмидт описал найденную на месторождении (позже названном Норильск-1) поверхностную медную руду. В первые советские годы экспедиции Николая Урванцева обнаружили ряд перспективных для промышленной разработки месторождений, и уже в 1930-х годах был построен Норильский горно-металлургический комбинат, до настоящего времени остающийся главным предприятием района. Месторождения района делят на 2 узла: Норильский на юго-западе района и Талнахский на северо-востоке.

В Красноярском крае сосредоточено более 20 % запасов российского золота, значительны запасы кобальта, магнезитов, исландского шпата. Масштабная угледобыча ведётся в Канско-Ачинском бассейне, значителен по масштабам Тунгусский каменноугольный бассейн. В крае открыто 25 месторождений нефти и газа. Одним из крупнейших в мире является Горевское месторождение свинца (42 % российских запасов). Разрабатываются Абагасское железорудное месторождение. В Маймеча-Котуйской апатитовой провинции сосредоточен 21 % апатитового сырья России. Перспективно крупнейшее в стране Чуктуконское месторождение редких земель, готово к освоению Пороженское марганцевых руд, Чадобедская группа месторождений алюминия (бокситов) и урановых руд (Курагинское и Каратузское месторождения).

Валерий Чернышов, геолог, преподаватель Вологодского госуниверситета, член РГО