Экскурсия по следам звероящеров

размещено в: Комиссии, Новости | 0

Автор книги «Вологодчина до и после динозавров» мечтает о создании геопарка ЮНЕСКО в долинах рек Сухона и Северная Двина с неповторимыми пермскими отложениями. Здесь в XIX была подтверждена гипотеза о существовании древнего единого континента.

 

Одна из наиболее полных в мире серий палеонтологических находок (рубеж перми, шестого, последнего периода палеозоя, и триаса, первого периода мезозоя, в континентальных условиях) собрана 100 лет назад в Вологодской губернии русским геологом и палеонтологом Владимиром Амалицким (1860 – 1917). Сейчас это территории современных Вологодской и Архангельской областей. Северодвинская коллекция экспонируется в Палеонтологическом музее имени Ю. А. Орлова в Москве и представляет огромный интерес для современных ученых, поэтому и ее изучение, и исследование территории находок продолжаются в наши дни.

Вывод международного конгресса

Местность раскопок на реках Сухона и Северная Двина (388 километров от Вологды и 70 километров от Великого Устюга), по мнению специалистов, – идеальное место для организации глобального геопарка ЮНЕСКО.

В 2015 году в Вологодской области в рамках XVIII Международного конгресса по пермскому и каменноугольному периодам геологической истории Земли проходила международная экскурсия с участием ведущих палеонтологов России, Китая, Германии, Соединенных Штатов Америки и Южно-Африканской Республики. После увиденного участники конгресса рекомендовали правительству региона заняться вопросом включения этой территории во Всемирный список наследия ЮНЕСКО.

Идейным вдохновителем этого проекта стал Валерий Чернышов, геолог-практик, преподаватель Вологодского государственного университета, председатель комиссии «Палеогеография» Вологодского отделения Русского географического общества, автор книги «Вологодчина до и после динозавров». Его полностью поддержали коллеги, проект в разрезе его решений многократно презентовали на разных уровнях, о нем периодически рассказывают средства массовой информации. Но реализация столь масштабного плана требует не менее масштабного финансирования. Пока развитие геотуризма на севере остается лишь на бумаге.

– Исключительность пермских отложений долин рек Сухона и Северная Двина раскрывается в трёх чертах. Во-первых, непрерывные разрезы пермских пород протянулись на расстояние более 100 километров и являются наиболее полными и наглядными в Евразии. Во-вторых, эти обнажения стали свидетелями одного из самых больших вымираний в истории – пермского. В-третьих, их отличают множественные места потенциальных находок – здесь, как и век назад, обнаруживаются ископаемые остатки флоры и фауны. Район исследования, начиная с середины XIX века, изучался очень активно и являлся полигоном для больших открытий не только российских, но и иностранных учёных, – подчеркнул Валерий Иванович.

Научная сенсация Амалицких

Полосатые горы – крутые и высокие как двадцатиэтажный дом – пестрят коричневым, желтым, бежевым и переливаются розовым и белым. Потрясающее зрелище! Именно здесь супруги-геологи Амалицкие – Владимир Прохорович и Анна Петровна сделали ряд научных открытий, взорвавших мир своего времени. Они обнаружили десятки прекрасно сохранившихся полных скелетов ящеров. Если парейазавры были уже известны, то названия двинозаврии, двинии, котлассии, иностранцевии пришлось придумывать им самим, первооткрывателям. Все эти животные, так же, как и ещё более 90 процентов биоты, вымерли в связи с резким изменением окружающей среды, вызванным комплексом причин, среди которых вулканическая катастрофа и космогенное вмешательство.

Раскопки и зарождение Северодвинской коллекции – крупнейшей в мире, начинались 1895-1897 годах на личные средства. Свои путешествия по рекам Сухона, Северная Двина, Юг в Вологодской губернии (сейчас территория Вологодской и Архангельской областей) палеонтологи совершали в сложных условиях, купив деревянное судно – карбас, и нанимая в помощники жителей окрестных деревень.

Амалицким были нужны доказательства того, что в позднепермскую эпоху, а именно 250-240 миллионов лет назад, существовал единый Русско-Индо-Африканский материк. В то время столь экстравагантное умозаключение вызывало не то чтобы усмешку, а полное отторжение…

Но на VII Международном геологическом конгрессе, который проходил в Петербурге в 1897 году, Владимир Прохорович представил ископаемые остатки позвоночных животных (череп ящера, позвонки, челюсть с зубами), а также отпечатки папоротников и хвощей, которые напоминали те, что были обнаружены в Индии и Южной Африке. Невероятно, но факт! Научная сенсация, за которой последовало мировое признание!

После выступления Владимира Прохоровича на конгрессе его коллеги постановили, что в урочище Соколки, что в 12 километрах от города Котласа, откуда он и привез свои первые находки, когда-то водились парейазавры. Тогда-то Министерство народного просвещения и Петербургское общество естествоиспытателей и открыли финансирование работ, которые длились 15 лет.

Кости невиданных животных, булыжники, которые почему-то так ценят приезжие господа (мол, профессор знает, как превратить их в золото), разразившаяся эпидемия сибирской язвы, страшный ураган и ожидаемый крестьянами приход антихриста – то еще испытание для религиозной северной глубинки. Того и гляди поднялся бы бунт!

Единственным спасением мирной обстановки и, соответственно, раскопок стал епископ устюжский Гавриил. Собрав народ в большом количестве, он благословил Владимира и Анну Амалицких на проведение работ. В целом местное население относилось к ним хорошо. В дневниковых записях ученого есть пометка о том, что простые люди знают, что такое профессор, и относятся к этому званию с большим уважением.

Полвеком ранее маршрутом Амалицких прошел шотландский учёный Родерик Мурчисон (1792 – 1871), приглашенный в Россию в 1840 году Императорской Санкт-Петербургской академией наук для того, чтобы составить геологическую карту страны. На реках Сухона и Северная Двина он заинтересовался геологическими отложениями в районе от Котласа до Тотьмы, подобных которым он ранее не встречал. К сожалению, окаменелостей его команда не обнаружила.

Опыт Чернышова

У геолога Валерия Чернышова, преподавателя Вологодского университета, и его студентов добротный опыт исследования пермских пород в Великоустюгском районе Вологодской области и Котласском районе Архангельской области. Ключевая территория экспедиций – памятник природы «Геологическое обнажение «Мяколица», государственный природный заказник «Урочище Стрельна» и памятник природы «Опоки» (это особо охраняемые природные территории в Великоустюгском районе). Среди находок одной из сухонско-северодвинских полевых экскурсий ВоГУ –многочисленные ископаемые остатки звероящеров.

В настоящее время пермская система подразделяется на три отдела – нижний, средний и верхний. Максимальная мощность пермских пород на территории Вологодской области достигает 1050 метров. Состояние геологических объектов удовлетворительное в силу их удаленности от популярных турмаршрутов и труднодоступности, – рассказал собеседник.

Он предложил включить в состав геопарка шесть официальных ООПТ и около шести потенциальных. Предполагаемая длина геопарка – 150 километров по рекам Сухоне (большей частью) и Северной Двине от полдарского разреза до черты города Котласа. Приблизительная площадь –

6 000 гектаров. Сегментированная целевая аудитория – профессиональные геологи и студенты геологических специальностей, студенты негеологических специальностей университетов и колледжей, дети в сопровождении взрослых (в том числе школьные экскурсии), туристы.

Проблемой может стать взаимодействие между представителями двух различных областей, так как потенциальный геопарк должен быть спроектирован одновременно в двух районах разных областей.

Работа в указанном направлении ведется в Карелии и на Алтае. Первым в России и на всём постсоветском пространстве геопарком под эгидой ЮНЕСКО стал «Янган-Тау» в Башкирии, открытый в 2020 году. Всего в настоящее время в мире действуют 140 геопарков в 38 странах мира, преимущественно в Европе и Азии.

Основой таких парков являются геологические памятники разной природы и типа. Но для того, чтобы использовать их потенциал, в первую очередь, необходима эффективная структура управления и стабильное обеспечение условий развития. Эти моменты обусловлены целым рядом факторов. Экономическая деятельность геопарков организуется в основном через создание туристической инфраструктуры, – пояснил Валерий Чернышов.

По его словам, геопарки способны помочь не только сохранению геологического наследия нации и просвещению населения, но и экономическому развитию некоторых субъектов федерации.

При геопарках открываются геологические музеи, а в рамках музейной деятельности издаются путеводители по геологическим памятникам, включая аудиогиды и GPS-экскурсии, и создаются научно-публицистические фильмы.

Пусть задуманное воплотится в жизнь!

Текст: Екатерина Старостина

Фото:

Опоки. Елена Белозорова. Источник: https://vk.com/id236933238

Валерий Чернышов и его книга. Источник: https://vk.com/id593977749

Ретро. Источник: https://www.paleo.ru/museum/exposure/exhibit.php?ID=14207