Школьники – участники экспедиции “Вместе по Русскому Северу” поделились своими впечатлениями

Восьмая экспедиция юных корабелов из кадетской школы в Вытегорском районе проходит сейчас на территории Вологодской области. Экспедиция традиционно организовывается на грантовые средства РГО.

Грантополучателем является Вологодский государственный университет. Инициатором гранта выступил Юрий Воробьев, председатель Управляющего Совета РГО. Соорганизаторы экспедиции – Правительство Вологодской области, ВоГУ, ВРО РГО, Образовательный центр – кадетская школа «Корабелы Прионежья», МЧС России по Вологодской области и арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра».

В этом году маршрут экспедиции “Вместе по Русскому Северу 2021” проходит по Волго-Балтийскому каналу от Онежского озера до Череповца и обратно. Общая протяженность пути составит 800 километров. В плане путешествия – Вытегорский, Кирилловский, Белозерский и Шекснинский районы. За 19 дней дней в дороге сменится четыре детских экипажа, в каждом из которых по восемь человек.

Второй день экспедиции, 10 июля, Алина Никулина:

“Оборонительные окопы Великой отечественной войны, шлюзование в Волго-Балтийском канале и удивительные берега Онеги. Все это ждало нас на второй день экспедиции. 10 июля мы начали путь от памятника природы “Бор “Черные пески” и дошли до поселка Белоусово Вытегорского района. Всего 35 километров.

Сходили на оборонительные траншеи. Они вырыты вдоль Онежского озера. Именно в этом месте военных действий не было, но Вытегорский район – единственный в Вологодской области, куда дошла война. Здесь советские войска вели ожесточенные бои и сдерживали наступление финнов.

Из Онежского обводного канала мы зашли в реку Вытегра и дальше в Волго-Балтийский канал. Кто-то из нас впервые получил опыт шлюзования. Те же, кто уже ходил в экспедицию похожим маршрутом закрепили свои навыки. Мы помогали взрослому экипажу: подавали швартовый конец, закрепляли на судне, чтобы шхуна была надежно пришвартована в камере шлюза. По Волго-Балту мы прошли два шлюза и поднялись на 30 метров вверх. Между ними находится Вытегорское водохранилище. Оно самое большое среди Балтийского склона Волго-Балтийского канала. Его площадь 20 квадратных километров.

В пути сопровождающий нас врач Леонид Нифантов показал, как правильно оказывать первую помощь при различных травмах, солнечном ударе и отравлениях.

После того, как мы прибыли на место стоянки, в рамках общеобразовательной дополнительной программы “Школа под парусами” с нами провели занятия по ихтиологии и гидробиологии. Вместе с педагогами Ольгой Лопичевой и Николаем Тропиным мы брали пробы воды для исследования ее на различные микроорганизмы в Белоусовском водохранилище. Ставили научно-исследовательские орудия лова, чтобы на следующий день провести полный биологический анализ пойманных рыб.

Для нас это был очень насыщенный день, полный открытий, интересной информации. Наш экипаж стал еще крепче и дружнее”.

Третий день экспедиции, 11 июля, Виктория Еременко:

“Как устроена шхуна, что такое Девятинский перекоп и для чего нужна чешуйная книжка – об этом наш экипаж узнал в третий день экспедиции. Движение начали от поселка Белоусово и закончили возле поселка Девятины – это еще 35 километров водного пути. Мы шли по Волго-Балтийскому каналу, преодолели несколько шлюзов, поднялись почти на 60 метров – примерная высота 15-этажного дома. Третий, четвертый и пятый шлюзы образуют Новинкинскую лестницу, а шестой – самый высокий на всем Волго-Балте.

В пути на занятиях программы “Школа под парусами” мы изучали устройство шхуны. Основные ее элементы – киль и шпангоуты – так называемый скелет судна с преподавателем Виталием Калязиным. Ребята, которые не первый раз ходят в экспедицию, закрепили знания, а новички узнали, что на нашей шхуне четыре паруса – кливер, стаксель, фок и грот. Очень хочется скорее их поставить! Ждём, когда выйдем в Белое озеро. А пока на практике команда отрабатывала морские узлы. Например, рифовый или сизнёвочный служат для закрепления паруса в сложенном положении, связали пожарную лестницу и закрепили кранцы с помощью узла “стремя”.

Николай Тропин, научный сотрудник Вологодского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, рассказал о том, что суда раньше, до того, как построили Волго-Балитйский канал, ходили по Мариинской водной системе. Этот путь стал короче и быстрее.

После того, как мы остановились и разбили лагерь, наша команда продолжила ихтиологические исследования. Проводили полный биологический анализ выловленной накануне рыбы. Для записи информации завели специальную чешуйную книжку, куда внесли данные о весе рыбы до и после вскрытия, пол, степень ее ожирения. Сняли небольшую часть чешуи для определения возраста – это сделают уже учёные.

Когда спала жара, отправились на Девятинский перекоп. Он был частью Мариинской системы, но сейчас заброшен и не используется. Строили его по самым последним технологиям конца XIX века, которые впервые использовались в России. Его протяжённость – больше 900 метров, были прорыты шахты, а грунт вывозили вагонами. Строительство шло пять лет. Канал выпрямил русло реки Вытегры и сократил путь судов практически на километр. В то время это серьёзное расстояние.

Подводя итоги, скажу, что это был удивительный день! Наш экипаж узнал для себя много нового”.

Четвертый день экспедиции, 12 июля, Юлия Сергеева:

” Научиться управлять шхуной, вязать морские узлы, проводить гидробиологические и ихтиологические исследования – всё это мы успели сделать в четвертый день экспедиции. Наш путь составил 40 километров. Мы прошли на гафельной шхуне “Онежская жемчужина” от села Девятины до села Анненский мост Вытегорского района.

Во время движения по маршруту мы изучали водные объекты канала: реку Вытегра и водораздельный канал, занимались корабельными приборками, заполняли судовой журнал – вносили данные о скорости ветра, течения, температуре воды и воздуха. Также мы повторили узлы, которые изучили накануне. Я запомнила несколько: прямой, рифовый, беседочный и пожарная лестница.

Особенно важным для меня было то, что впервые в жизни я стояла за штурвалом шхуны. Капитан Даниил Осипов объяснил, как управлять судном, правила движения по водным объектам. Например, красные буйки должны находиться по правому борту, а белые – по левому, когда мы идём по течению. И наоборот – когда против течения. Сначала было очень волнительно, а потом я вошла в азарт!

На месте стоянки мы проводили конкурс по сборке спилс-карты России и гидробиологические исследования. Наш педагог Ольга Лопичева показала, как с помощью специальных устройств, например, сетки Джедди брать пробы зоопланктона, батометра – пробы фито планктона, ковша Ван Вина – пробы бентоса, диска Мекки измерять прозрачность воды. Мне было интересно узнать, что, оказывается, в одной капле воды живут тысячи микроорганизмов. А водная экосистема – это целый мир.

Завершая день, мы , как обычно, сели в круг и подвели итоги дня. Каждый из нас поделился своими эмоциями и рассказал, что ему понравилось сегодня. Для меня это был отличный день новых знаний, открытий и дружбы с ребятами из команды!”

Пятый день экспедиции, 13 июля, Алина Никулина:

“В этот день был самый длительный переход – девять часов. Мы прошли на шхуне почти 100 километров от села Анненский мост до города Белозерска. На пути были водораздельный канал, река Ковжа, Белое озеро.

Преподаватель Николай Тропин рассказал, что Ковжа со строительством Волго-Балта стала шире. А Белое озеро – одно из самых крупных в Вологодской области, но в тоже время и самое мелкое. Максимальная глубина – всего пять с половиной метров. Зато волна на этом озере очень тяжёлая, когда поднимается песок со дна и с силой ударяет о борт.

Во время движения часть команды занималась ихтиологическими исследованиями, изучала рыбу, выловленную возле Анненского моста. Улов по видовому составу рыб был очень разнообразными. Например, мы поймали линя, язя, судака, синца – всего зарегистрировали девять видов. Как объяснил преподаватель Николай Тропин, такое разнообразие вполне объяснимо – рыба заходит в Волго-Балтийский канал и с юга и с севера.

На подходе к Белозерску нам удалось поставить паруса. Наша команда очень ждала этого события! Оно самое захватывающее во всем путешествии. За каждым из нас закрепили место на шхуне. Например, я отдавала шкот, он нужен для управления парусом, который называется фок. Экипаж справился довольно быстро. Шхуна с поднятым парусами – это очень красивое зрелище!

На стоянку мы встали в городе Белозерске – одном из самых старых на Русском Севере. Его основали в IX веке. Он был процветающим торговым центром. Мы посетили музей лодки. Там узнали, что местные жители занимались судостроением. В музее сотни экспонатов. Все их собрал или построил энтузиаст и руководитель Михаил Столяров. Там представлены старинные лодки, инструменты для их изготовления, орудия лова и быта белозёров.

После ужина мы, как обычно, подвели итоги дня. Вечером все делились впечатлениями от путешествия. Мне было очень грустно, в следующем году уже не смогу пойти. Я очень привязалась и к команде, и ко взрослому экипажу. Спасибо большое за такую возможность побывать в экспедиции ” Вместе по Русскому Северу”!

Шестой день экспедиции, 14 июля

Капитан первого экипажа “Онежский бриз” Захар Мошников:

“Сегодня у моей команды последний день экспедиции. Мы уже собрали вещи. Но перед отъездом посетили Белозерский кремль и краеведческий музей “Белое озеро”. Кремль – это комплекс нескольких зданий, которые стоят на возвышенности. Вид на Белое озеро оттуда – просто потрясающий! Раньше городской вал выполнял оборонительную задачу, чтобы враги не смогли незаметно напасть на город с воды. Музей находится также на территории кремля. После экскурсии пришло время расставаться. Это было очень трогательно. Заканчивать экспедицию совсем не хотелось”.

Участник второго экипажа “Попутный ветер” Михаил Фадеев:

“Я уже второй раз иду в экспедицию “Вместе по Русскому Северу”. С нетерпением ждал этого события. Очень хочу снова пройти под парусами. А пока в первый день знакомились с командой, распределяли обязанности.

Мы прошли путь от города Белозерска до села Горицы Кирилловского района – всего 45 километров. В ходе движения мы учились заполнять бортовой журнал, изучали устройство судна и водные объекты: Белое озеро и реку Шексну. Сделали остановку и зашли в разрушенную церковь Рождества Христова в урочище Крохино. Она была затоплена, как и само урочище, в середине прошлого века при заполнении Шекснинского водохранилища. Сейчас храм восстанавливают, на территории работают археологи, они подарили нам по гвоздю из старых стен.

После того, как мы встали на причал в Горицах, сразу пошли на экскурсию на гору Маура. Её высота почти 200 метров над уровнем моря. На вершине лежит камень, по легенде, он очертаниями напоминает след ноги преподобного Кирилла Белозерского. Именно отсюда тот увидел место, на которое ему указала Богородица для возведения новой обители.

Также экскурсовод рассказал нам о растениях местных лесов и полей. Некоторые из них занесены в Красную книгу России и Вологодской области. Среди них, например, башмачок настоящий, кокушник длиннорогий, гвоздика пышная. Отсюда видно Белое озеро, село Горицы. Здесь стоят чудесные ароматы трав и цветов.

После экскурсии мы разбили лагерь и подвели итоги дня. Нас ждут приключения – впереди ещё несколько дней путешествия!”

Информация, фото: предоставлены Молодежным клубом РГО “Корабелы Прионежья” (руководитель – Светлана Шаганова).