О Тиуновском святилище расскажут всем желающим ученые ВоГУ и ВРО РГО на встрече во вторник

размещено в: Комиссии, Новости | 0
Информационно-библиотечный комплекс ВоГУ приглашает на встречу
«Средневековая Тиуновская академия (Тиуновское святилище) и священные рощи Кокшеньги».
Мероприятие пройдет во вторник, 27 апреля, в большом читальном зале информационно-библиотечного комплекса Вологодского государственного университета (учебный корпус № 2, ул. Галкинская, д. 1). Начало в 15-00.

Выступят:

Иван Никитинский – историк-археолог, член Вологодского отделения Русского географического общества (ВРО РГО), руководитель секции «Наследие Заволочья»;
Юрий Жаворонков – директор Вологодского филиала Центра древесных экспертиз ООО «Здоровый лес», эксперт по исследованию древесины, член ВРО РГО, руководитель комиссии «Дендрохронология»;
Валерий Чернышов – председатель комиссии «Палеогеография» ВРО РГО, старший преподаватель кафедры географии и рационального природопользования ВоГУ.
Святилище, или Тиуновская трехмерная модель Заволочья (ТТМЗ), выявлено Иваном Никитинским в 1985 году в 3,5 км северо-восточнее деревни Тиуновской в бассейне реки Кокшенги. У местного населения оно было известно как «камень с крестами». Оказалось, что кресты нанесены на ранние рисунки – петроглифы.

Святилище представляет собой два камня. Основной (30 тонн) сложен андезибазальтом – вулканической породой, а алтарный (9 тонн) – мелкозернистым диабазом (фрагментыжерловой части бывшего вулкана).

Основной – куполообразный, трапециевидный в плане камень имеет южное основание трапеции 3 метра, северное 1,9 метра, высоту 2,4 метра. В 0,9 метра от него находится алтарная плита со склоном к северу максимальным поперечником до 1,9 метра. Южное основание трапеции и алтарная плита имеют отклонение от линии запад-восток 7-8 градусов. Такое расположение камней, а также план основного камня создателями ТТМЗ, выбраны не случайно и соответствуют их представлению об известном регионе – Заволочье.

На основном куполообразном камне нанесены петроглифы. Они  представляют собой систему символов, отражающих картину мира создателей святилища, их годовой хозяйственный круг и Вселенную.

Хозяйство кокшаров было основано на земледелии и охоте, потому среди изображений есть фигуры – антропоморфные аллегории окультуренного и охотничьего пространства. Вселенная изображена в виде Древа Мирового (Древа Жизни), проходящего через три вертикальных уровня. Данный символ – яркий пример средневековых эгоцентрических и геоцентрических представлений об устройстве мира. Древо Жизни это вся Вселенная с солнцем и его живительной энергией, идущей к наблюдателю. Дневное небо – часть его кроны. Через солнце проходит ствол Древа Жизни.

На камень нанесено три надписи кириллицей, четвёртая надпись – тайнопись. Кириллические надписи датируются концом XIV – началом XVI века. Петроглифы нанесены на камень в системе линейных мер: вершок, палец, пядь, локоть, сажень. Человек, размечавший рисунки ТТМЗ, творил, что называется, мир и Вселенную по образу и подобию своему. Его рост составлял 168 сантиметров.

ТТМЗ несла функции обсерватории. Древо Жизни изображено на плоскости под углом 53 градуса к горизонту. Это угол подъёма Солнца в день летнего солнцестояния на широте ТТМЗ. По трём его «визирам» просчитываются дни весеннего и осеннего хода северного оленя, начала массовых сельхозработ. Тайну происхождения камней ТТМЗ разрешил геолог Валерий Чернышов. Их не мог принести ледник, они бы разрушились. Камни – наследники местного вулкана.

ТТМЗ существовало и существует в контексте священных рощ – «кустов», так их называет местное население. К настоящему времени на Кокшеньге выявлено 20 священных рощ и их бывших мест, 14 «кустов» там и один в бассейне Сухоны исследованы. Юрий Жаворонков дендрохронологическим способом датировал 150 деревьев. Среди них есть старожилы по 200-400 лет.

Среди культовых деревьев предпочтение отдается хвойным деревьям – соснам. Все они занимают в ситуационном плане приоритетные высотные отметки, сами сосны выделяются своим долголетием, массивностью, высотой, густой кроной с иссиня-зеленой окраской. Такой «куст» есть и в деревне Тиуновской. В грунтовых могильниках, находящихся в священных рощах, Иваном Никитинским исследовано 93 погребения XIV-XV веков.

Остаётся добавить, что название высшего учебного заведения «Академия» происходит от имени древнегреческого героя Академа, похороненного в священной роще, где потом стали собираться учёные.