«Средневековая Тиуновская академия (Тиуновское святилище) и священные рощи Кокшеньги».
Выступят:
Святилище представляет собой два камня. Основной (30 тонн) сложен андезибазальтом – вулканической породой, а алтарный (9 тонн) – мелкозернистым диабазом (фрагментыжерловой части бывшего вулкана).
Основной – куполообразный, трапециевидный в плане камень имеет южное основание трапеции 3 метра, северное 1,9 метра, высоту 2,4 метра. В 0,9 метра от него находится алтарная плита со склоном к северу максимальным поперечником до 1,9 метра. Южное основание трапеции и алтарная плита имеют отклонение от линии запад-восток 7-8 градусов. Такое расположение камней, а также план основного камня создателями ТТМЗ, выбраны не случайно и соответствуют их представлению об известном регионе – Заволочье.
На основном куполообразном камне нанесены петроглифы. Они представляют собой систему символов, отражающих картину мира создателей святилища, их годовой хозяйственный круг и Вселенную.
Хозяйство кокшаров было основано на земледелии и охоте, потому среди изображений есть фигуры – антропоморфные аллегории окультуренного и охотничьего пространства. Вселенная изображена в виде Древа Мирового (Древа Жизни), проходящего через три вертикальных уровня. Данный символ – яркий пример средневековых эгоцентрических и геоцентрических представлений об устройстве мира. Древо Жизни это вся Вселенная с солнцем и его живительной энергией, идущей к наблюдателю. Дневное небо – часть его кроны. Через солнце проходит ствол Древа Жизни.
На камень нанесено три надписи кириллицей, четвёртая надпись – тайнопись. Кириллические надписи датируются концом XIV – началом XVI века. Петроглифы нанесены на камень в системе линейных мер: вершок, палец, пядь, локоть, сажень. Человек, размечавший рисунки ТТМЗ, творил, что называется, мир и Вселенную по образу и подобию своему. Его рост составлял 168 сантиметров.
ТТМЗ несла функции обсерватории. Древо Жизни изображено на плоскости под углом 53 градуса к горизонту. Это угол подъёма Солнца в день летнего солнцестояния на широте ТТМЗ. По трём его «визирам» просчитываются дни весеннего и осеннего хода северного оленя, начала массовых сельхозработ. Тайну происхождения камней ТТМЗ разрешил геолог Валерий Чернышов. Их не мог принести ледник, они бы разрушились. Камни – наследники местного вулкана.
ТТМЗ существовало и существует в контексте священных рощ – «кустов», так их называет местное население. К настоящему времени на Кокшеньге выявлено 20 священных рощ и их бывших мест, 14 «кустов» там и один в бассейне Сухоны исследованы. Юрий Жаворонков дендрохронологическим способом датировал 150 деревьев. Среди них есть старожилы по 200-400 лет.
Среди культовых деревьев предпочтение отдается хвойным деревьям – соснам. Все они занимают в ситуационном плане приоритетные высотные отметки, сами сосны выделяются своим долголетием, массивностью, высотой, густой кроной с иссиня-зеленой окраской. Такой «куст» есть и в деревне Тиуновской. В грунтовых могильниках, находящихся в священных рощах, Иваном Никитинским исследовано 93 погребения XIV-XV веков.
Остаётся добавить, что название высшего учебного заведения «Академия» происходит от имени древнегреческого героя Академа, похороненного в священной роще, где потом стали собираться учёные.