Модель пинка «Великий Устюг» 1751 года пополнит коллекцию старинных вологодских судов судомоделиста Сергея Лушкина

размещено в: Новости | 0

Вологодчина славилась корабелами. По указу Петра наших мастеров отправляли в Петербург, Архангельск, Воронеж на строительство кораблей. 70 процентов мастеров на кораблестроительных верфях в то время были выходцами из Вологодской губернии.

 Неудивительно то, что в начале XVIII века названия городов Вологодской губернии и местных святых носили более 20 кораблей. В честь Поморья, к примеру, названы всего два корабля. В честь Вологодчины – пинки «Вологда» и «Великий Устюг», фрегат «Феодосий Тотемский», три галеры «Шексна», галеры «Чагодоща», «Устюжна», галиоты «Вологда» и «Тотьма».

– Эту модель  – пинк «Великий Устюг» 1751 года – делаю по чертежу из архива ВМФ, город Санкт-Петербург, в масштабе 1:72. Выполняю работу в стиле мастеров XVIII века без применения синтетических материалов и красок. Корпус и рангоут (мачты и реи) набраны из девяти видов натурального дерева (черное – эбеновое, желтое – самшит, красное – падук, палисандр и белое – клен). Металлические детали изготовлены из латуни и меди, зачернены методом оксидирования, – отметил Сергей Лушкин.

Сергей Лушкин – пенсионер, морской офицер, капитан второго ранга в отставке, член Русского географического общества. Его дед – Александр Лушкин, был старшим судовым механиком в пароходстве Милютина. Поэтому к Мариинской водной системе у его внука любовь генетического уровня.

Описание модели – пинк «Великий Устюг» 1751 года

Корпус корабля собран из шпангоутов из осины. Палуба имеет седловитость в двух плоскостях и набрана из планок яблони. Планширь, бархоут – из мореного дуба (черного цвета), пролежавшего в воде без доступа воздуха около 100 лет. Яблоневые планки придают охристый цвет борту. На подводную часть использовалась мореная осина. Зеленый цвет верхней части бота придала груша, тонированная по специальным технологиям; полосы по борту и декор (украшения) желтого цвета выполнены из самшита; окна и стеньги белого цвета – из клена. Рейки падука придали красный цвет внутренней части борта.

Каркас окон выполнен из белого клена особой породы толщиной 0,4 миллиметра, межрамные переплеты – 0,3 миллиметра; внутри вставлены стекла. Каждая рама имеет свою форму и подогнана по месту установки.

Якоря и пушки отлиты из латуни с последующим чернением.Для том-буя, указывающего место якоря на грунте, в торговом флоте использовали облегченные бочки. Для лучшей заметности их окрашивали в красно-белый цвет, но чаще ограничивались влагостойкой пропиткой.

Корпус шлюпки выполнен досками внакрой из мореного дерева, палисандра и яблони. Часть корпуса ниже ватерлинии имеет светло-серый цвет,  закрыта рейками из мореной осины, пролежавшей в воде без доступа воздуха около 50 лет.Для корабельного декора использован самшит, придающий деталям желтый оттенок.

Гвозди – из медной проволоки толщиной 0,3 миллиметра. Они крепят металлические полосы крышек пушечных портов.При изготовлении модели (для крепления пушек, деталей оснастки парусов) использовано более 240 скоб и рымов.

Хобби и его философия

Сергей Лушкин родился в Череповце в 1953 году. В 1975 году окончил высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола в Ленинграде, в 1980 году – высшие офицерские курсы. Проходил службу на подводных лодках Тихоокеанского флота. После выхода в запас, в 1992 году, увлекся изучением истории Российского судостроения XVI – первой половины XVIII века. В итоге стал сам создавать модели. Работа эта не только кропотливая, но и сложная, потому что чертежей того времени практически не сохранилось.

 – Я занимаюсь точной реконструкцией, поэтому и информацию собираю по крупинкам. В российских архивах практически невозможно найти подробные и достоверные данные о тех судах, которые  я делаю. Сотрудничаю с госархивом флота, военно-морским музеем в Санкт-Петербурге. Для того, чтобы найти чертежи пинка «Вологда», я направлял запрос в британский музей в Гринвиче и в музей Амстердама. Только там мне смогли помочь, – рассказал судомоделист в одном из интервью, когда приступал к постройке модели пинка «Вологда».

Постройку модели корабля пинк «Вологда» 1749 года он завершил год назад, весной 2020 года. Он также выполнен в масштабе 1:72 и имеет полное парусное вооружение. Основной материал – дерево. Из металлов – медь, латунь и сталь. Паруса – из тонированной бязи. Для имитации стекол в окнах – слюда.

Череповецкий эксперт по миниатюрам отдает свое предпочтение моделям русских парусных кораблей, причем Вологодской губернии первой половины XVIII века. Это, как правило, небольшие парусные суда – военные, торговые и промысловые: кочи, лодьи, карбасы, новгородские бусы, ушкуи, шитики, архангельские гукоры, пинки.

При этом, по словам Сергея Владимировича, в целом у российских судомоделистов, можно сказать, нет интереса к российскому флоту. Большинство мастеров изготавливает модели иностранных судов. Череповчанин трудится над своими шедеврами прямо в квартире.

Его работы экспонировались в музеях Череповца, Вологды, Тотьмы, Кириллова, Переславля-Залесского. Проект поддерживает и Вологодское отделение Русского географического общества.

Екатерина Старостина

Фото: cherinfo.ru и из личного архива героя публикации