Радиоэфир, “Эхо Вологды”, 12 февраля, 11:00: об организации геопарка на верхнепермских отложениях Сухоны и Северной Двины

размещено в: Комиссии, Новости | 0

Валерий Чернышов, Вологодский государственный университет, руководитель комиссии “Палеогеографии” Вологодского отделения Русского географического общества.

В 2004 году в рамках программы ЮНЕСКО по геонаукам и геопаркам создана глобальная сеть геопарков (ГСГ). В настоящее время функционируют 140 геопарков в 38 странах мира, главным образом в Европе и Азии. Геопарк – это географический район, в котором объекты геологического наследия попадают под целостную концепцию защиты, образования и устойчивого развития. Геопарки концентрируются в своей работе на умелом сочетании уникальных геологических особенностей территорий, их культурно-исторического и экономического потенциала, то есть территории должны быть интересны и с негеологической точки зрения: этническими особенностями, культурой населения, биоразнообразием, историческим прошлым.

Глобальные геопарки ЮНЕСКО должны иметь четко определенные границы, быть надлежащего размера для выполнения своих функций и содержать геологическое наследие международного значения, прошедшее независимую оценку со стороны научных специалистов. В центре концепции глобальных геопарков находится образование на всех их ступенях, начиная от университетских исследователей и кончая местными общинными группами.

Они должны иметь органы управления, обладающие признанным статусом в рамках национального законодательства. Рекомендуется, чтобы в управлении глобальными геопарками были представлены местные и региональные участники и органы власти. В партнерстве с ними разрабатывается и осуществляется совместный план по управлению, учитывающий социальные и экономические потребности местного населения, обеспечивающий охрану ландшафта и сохранение его культурной самобытности. При этом должны соблюдаться местные и национальные законы, касающиеся охраны геологического наследия.

Геопарки, по сравнению с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), действующими в рамках законодательства Российской Федерации (таблица), – это качественно более высокий уровень развития туризма и науки. Геологический памятник природы может входить в состав национальных парков и заказников, но при этом не предусмотрено их эффективное использование, учитывающее эколого-просветительскую деятельность для населения. Геопарки способны помочь экономическому развитию субъектов федерации, рационально их используя  путём создания комфортных условий для формирования перспективного направления туризма – геотуризма, основанного на посещении природных ландшафтов, в том числе памятников природы на особо охраняемых природных территориях. Это более высокий уровень охраны территории, отличающийся не только государственным, но и общественным контролем.

Приказом Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова от 25.04.2016 был учрежден Российский комитет Международной программы ЮНЕСКО по геонаукам и геопаркам при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

В настоящее время в России осуществляются попытки создания геопарков: в Республике Алтай – официального, и в Республике Карелия – потенциального. Постановлением Главы Республики Алтай от 31.12.2015 № 461 учрежден первый в России геопарк «Алтай», управление которым было возложено на ГБУ Республики Алтай «Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай». При всех плюсах поддержки правительством проекта геопарка, он формализован и не доведён до конца, и для вступления в глобальную сеть геопарков необходимо провести значительную работу правительством Республики, международными программами и населением.

В Республике Карелия, имеющей огромный потенциал геологического и рекреационного туризма в виде десятков горно-геологических природных памятников и объектов разных типов, в качестве потенциального геопарка рассматривается территория вокруг посёлка Гирвас.

В Вологодской области и сопредельной территории потенциальным геопарком является зона распространения отложений пермской системы, выходящих на дневную поверхность непрерывным разрезом по Сухоне и Северной Двине от деревень Белая и Полдарса до Котласа.

Контрастность территории, необычность и разнообразие отложений, вскрываемых этими реками, позволили выделить здесь ООПТ областного значения: Урочище Стрельна, Мыс Бык, Геологические обнажения Опоки, У деревень Пуртовино и Исады, Цветные кремни, Мяколица (Климово), Аристово, Контакт. Эти отложения формировались в условиях континентального засушливого климата, образуя классический разрез озерно-лагунных водоемов. На основании и этих разрезов шотландский геолог Р. Мурчисон в 1840 году выделил пермскую систему мировой стратиграфической шкалы. В них российский геолог В.П. Амалицкий в конце XIX века обнаружил многочисленные захоронения звероподобных ящеров. Учёный на правах первооткрывателя дал им названия: котлассия, двиния, двинозаврия, иностранцевия. Находки были названы «национальным сокровищем» и в настоящее время образуют Северодвинскую галерею Палеонтологического музея в Москве, представляя одну из богатейших и лучших коллекций мира по древней фауне позвоночных. Необходимо отметить, что позднепермские звероящеры, особенно продвинутые цинодонты, были более близкими к млекопитающим, чем мезозойские динозавры.

Последние 25 лет интенсивные палеонтологические исследования в бассейнах Сухоны, Северной Двины и Юга проводят специалисты Геологического института РАН и Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН. По материалам этих исследований Стратиграфический комитет России в 2006 году выделил в пермском периоде дополнительную позднепермскую (татарскую) эпоху, а в её составе – северодвинский и вятский века. В августе 2015 года на берегах Сухоны, Северной Двины и Юга была организована полевая международная экскурсия с участием ведущих специалистов-палеонтологов Германии, Китая, России, США и ЮАР в рамках XVIII Международного конгресса по пермскому и каменноугольному периодам геологической истории Земли. Экскурсия осуществлена Российской академией наук при активной поддержке Правительства Вологодской области, регионального отделения Русского географического общества, а также ряда учреждений и производственных организаций области. Участники конгресса рекомендовали Правительству Вологодской области начать работы по включению территории, объединяющей пермские отложения Сухоны и Северной Двины, в список наследия ЮНЕСКО.

Важнейшие факторы уникальности перспективногоСухонско-Северодвинского геопарка:

– отложения верхнепермского возраста, накопившиеся здесь на рубеже перми и триаса в континентальных условиях, являются наиболее полными и представительными для Евразии. Это определяется возможностью непрерывного изучения с поверхности их полного разреза мощностью 230 м на протяжении более чем 150 км;

– установленное и потенциальное содержание в верхнепермских разрезах многочисленных ископаемых остатков, в частности, звероящеров SukhonopusprimysGub. etBulan Северодвинской серии – одной из наиболее полных в мире серий;

– отложения долин Сухоны и Северной Двины – уникальные свидетели пермо-триасового вымирания, также называющегося «великим» пермским вымиранием и характеризующегося исчезновением более 80 % видов биосферы, в том числе и звероящеров. Общий период вымирания предположительно составил около миллиона лет, причем на безжизненную фазу пришлось не менее 300 тыс. лет. Возможные причины вымирания: вулканизм на Сибирской платформе («вулканическая зима»); падение крупных метеоритов и др. При повышенном интересе в научной среде к пермскому вымиранию, которое сейчас наблюдается в мире, отложения долин пермского периода как свидетели вымирания могут считаться достоверным полигоном для исследования биотических и абиотических событий, сопровождавших позднепермский экологический кризис;

– район, начиная с середины XIX века, активно изучается и является полигоном для новых открытий. Обнажения хорошо изучены и описаны;

– на территории функционирует ряд ООПТ регионального уровня и не только геологического направления. Большинство из них создано в конце 80-х годов ХХ века. В геопарк будет входить около шести потенциальных ООПТ;

– стабильное состояние окружающей среды;

– выдающееся историко-культурное наследие района;

– существующая туристическая база проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Создание геопарка способно оживить туризм в летний период из-за доступности именно в это время года территории потенциального геопарка;

– удобное географическое положение, обеспечивающее выход к основным транспортным магистралям.

Границы геопарка будут проходить от разреза Полдарсавниз по реке Сухоне, включая урочище Стрельна, до её впадения в Северную Двину, и далее вниз по её течению до города Котласа (рис. 3). Длина геопарка оценивается в 150 км по Сухоне (большая часть) и Северной Двине. С учётом требований законодательства о 200 м охранной зоны для ООПТ от каждого берега площадь потенциального геопарка составит: 150 х 0,4= 60 км2, или 6000 га.

У геопарка должен быть рабочий орган управления.В Вологодской области управлением может заняться Центр содействия развитию предпринимательства и туризма. В управлении геопарком должны принимать участие местные сообщества, поэтому необходимо создание координационного совета в составе представителей региональной, районной власти, местной общественности и науки. Совет по управлению должен соблюдать одновременно местные и национальные законы, касающиеся охраны геологического наследия, действуя при этом в соответствии с принципами, сформированными ГСГ.

На современном этапе, кроме обоснования по геологической части, необходимо: формирование рабочей группы по созданию геопарка, уточнение основ законодательства в этой сфере, планомерное просвещение местного населения, работа с существующей социально-экономической базой района с учётом культурно-исторической составляющей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арефьев, М. П. Стратотипические и опорные разрезы средней перми – нижнего триаса Восточно-Европейской платформы: ключевые изотопно-геохимические, палеомагнитные и биотические события (XVIII Международный конгресс по каменноугольной и пермской системам ICCP – 2015, Северодвинская экскурсия)/ М. П. Арефьев, В. К. Голубев, Ю. П. Балабанов [и др.] – М: ПИН им. А.А. Борисяка РАН, 2015. – 107 с.
  2. Корф, Е. Д. Геопарк как платформа эффективного взаимодействия общества и природы / Е. Д. Корф // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. – 2015. № 4. – С. 5-9.
  3. Редькин, А. Г. Геопарк как новое направление развития туризма в горных районах Алтайского края / А. Г. Редькин, Н. А. Матвеев // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. – 2015. № 4. – С. 9-15.
  4. Светов, С. А. Предпосылки организации геопарков в Республике Карелия / С. А. Светов, Н. Г. Колесников, Н. В. Колесникова // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2016. № 1. – С. 111-119.
  5. Стратиграфический кодекс России. – СПб: ВСЕГЕИ, 2006. – 96 с.
  6. Устав международной программы по геонаукам и геопаркам / Исполнительный совет ЮНЕСКО. Сто девяносто шестая сессия (196 EX/5 Part I) от 24 марта 2015, Париж [Электронный ресурс]: база данных ЮНЕСКО. – Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002321/232104r.pdf.
  7. Чернышов, В. И. Геологические памятники Вологодчины и принципы их типизации // Вузовская наука – региону: Материалы XV Всероссийской научно-технической конференции. – Вологда: ВоГУ, 2016. – С. 400-402.