Как привлечь туристов в регион? Вопрос, на который постоянно ищут ответ представители местной туриндустрии. А что если показывать гостям места обитания звероящеров? Или рассказывать, о том, что происходило в древние времена на вологодских землях, и демонстрировать следы давно минувших дней?
Что шотландец на Сухоне нашел?
В 1840 году царь Николай I пригласил в Россию известного шотландского ученого Родерика Мурчисона для изучения геологического строения европейской части страны и построения её геологической карты. Одна из первых экспедиций геолога проходила по маршруту: Вытегра – Архангельск – Великий Устюг – Вологда – Череповец – Ярославль.
– Во время плавания по Северной Двине и Сухоне Мурчисона заинтересовали тонко переслаивающиеся пестроцветные отложения, обнажающиеся в долинах этих рек от Котласа до Тотьмы. Подобных геологических «пейзажей» он до того времени нигде не встречал, – рассказывает Валерий Чернышов, известный вологодский геолог, преподаватель Вологодского государственного университета, председатель комиссии “Палеогеография” Вологодского отделения Русского географического общества.
Следующая экспедиция шотландца была на Урал, где он обнаружил аналогичные отложения. Побывал Мурчисон и на юге европейской части Российской империи. В итоге, обобщив собранный материал, ученый доказал, что пестроцветные породы Сухоны, Северной Двины и Приуралья образовались в конце палеозойской эры. Это время он предложил назвать пермским периодом с временным интервалом 300-250 миллионов лет назад.
– С таким же успехом он мог бы назвать этот период вологодским, северодвинским или котласским, но ему разрезы в Приуралье, вероятно, показались более выразительными, – подчеркивает Валерий Чернышов.
Объекты геологического наследия особенно хорошо видны в районе деревни Полдарса, далеевниз по реке Сухоне, включая урочище Стрельна, до её впадения в Северную Двину, и ещё далее вниз по её течению до города Котласа.
– Контрастность территории, необычность и разнообразие отложений, вскрываемых этими реками, позволили выделить здесь особо охраняемые природные территории областного значения: Урочище Стрельна, Мыс Бык, геологические обнажения Опоки, У деревень Пуртовино и Исады, Цветные кремни, Мяколица (Климово), Аристово, Контакт. Эти отложения формировались в условиях континентального засушливого климата, образуя классический разрез озерно-лагунных водоемов, – поясняет геолог.
О том, какую ценность представляют эти геологические памятники, говорит следующий факт. В 2015 году в Вологодской области в рамках XVIII Международного конгресса по пермскому и каменноугольному периодам геологической истории Землипроходила международная экскурсия с участием ведущих специалистов-палеонтологов Германии, Китая, России, США и ЮАР. По окончании той экскурсии участники конгресса рекомендовали Правительству области начать работы по включению территории, объединяющей пермские отложения Сухоны и Северной Двины, в список наследия ЮНЕСКО.
Динозавров не было, а двинозавры были
Кстати, еще один любопытный факт, причем, не только для туристов, но и для самих вологжан. Давным-давно в Вологодской области обитали даже динозавры.
– Не динозавры, а звероящеры, – уточняет Валерий Чернышов. – В 1899 году российский геолог Владимир Амалицкий во время раскопок местонахождения Соколки (это на Малой Северной Двине у Котласа)обнаружил многочисленные захоронения звероподобных ящеров хорошей сохранности. На правах первооткрывателя он их назвал: котлассия, двиния, двинозаврия, иностранцевия. Результаты раскопок произвели тогда сенсацию в научном мире. Находки были названы «национальным сокровищем». Сейчас они образуют Северодвинскую галерею Палеонтологического музея в Москве, представляя одну из богатейших и лучших коллекций мира по древней фауне позвоночных.
О геопарке замолвите слово
Идею создания в Вологодской области геологического парка Валерий Иванович продвигает уже много лет. По его словам, для этого у региона есть все, что нужно.
– Геопарк – это географический район, где представлены объекты геологического наследия, а также уникальные геологические особенности территорий. В данной форме сочетаются и охрана, и доступ к этим территориям, так как это качественно более высокий уровень развития туризма по сравнению с особо охраняемыми природными территориями. Плюс территории должны быть интересны и с негеологической точки зрения: этническими особенностями, культурой населения, биоразнообразием, историческим прошлым, – продолжает он.
В Вологодской области и сопредельной территории потенциальным геопарком является зона распространения отложений пермской системы, выходящих на дневную поверхность непрерывным разрезом по Сухоне и Северной Двине от деревень Белая и Полдарса до Котласа.
Кстати, всего сейчасфункционируют 140 геопарков в 38 странах мира, главным образом в Европе и Азии. В России попытки создания геопарков осуществляются на Алтае и в Карелии. В Вологодской области это пока перспективная, но идея, с реализацией которой, как считает Валерий Чернышов, затягивать не стоит.
– В настоящее время геотуризм, основанный на посещении природных ландшафтов, в том числе памятников природы на особо охраняемых природных территориях,относится к наиболее перспективным направлениям туризма. Геопарки – это как раз тот формат, который способен развить туриндустрию, – отмечает собеседник.
Что для первого шага нужно?
Все, что нужно для создания геопарка в Вологодской области есть, есть, что и показывать, и рассказывать туристам, есть энтузиасты, готовые подключиться к этой работе. И первый шаг на пути к созданию в регионе геопарка – это создание рабочего органа управления.
– Этим вопросом может заняться Центр содействия развитию предпринимательства и туризма, – резюмирует Валерий Чернышов. – В управлении геопарком должны участвовать местные сообщества, поэтому необходимо создание координационного совета в составе представителей региональной, районной власти, местной общественности и науки.
Кроме обоснования по геологической части, необходимо: формирование рабочей группы по созданию геопарка, уточнение основ законодательства в этой сфере, планомерное просвещение местного населения, работа с существующей социально-экономической базой района с учётом культурно-исторической составляющей.
Татьяна Почтеннова, “Аргументы и факты”.