ВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Сортавальский район, Республика Карелия

Ставропигиальный  мужской монастырь, находится на островах Валаамского архипелага Ладожского  озера.

Существуют две версии даты основания монастыря:

  • первая – XII-XIV век (на основании рукописи XVI ст. «Сказание о Валаамском монастыре», Н.А. Охотиной-Линд), которой больше доверяют ряд церковных и современных историков. Но никто не смог подтвердить данные рукописи, а также то, что обитель основал не преп. Сергий Валаамский (как традиционно считают), а преп. Ефрем Перекомский;
  • вторая – X-XI век (на основании жития преп. Авраамия Ростовского и упоминаний в летописи о переносе с Валаама мощей преп. Сергия и Германа в Новгород в 1163 г.) Благодаря последним архивным изысканиям, были найдены и иные доказательства (их 8). Этой версии (согласно которой обитель основана в эпоху Крещения Руси) придерживаются церковная и монастырская традиции.

 

В XI – XII веках на монахов и мирное население нападали шведы, которых  изгоняли русские. Согласно новгородским летописям, мощи преподобных Сергия и Германа были обнаружены и перенесены в Новгород в 1163-1164 гг., когда было очередное нашествие шведов. С этого времени, после местного прославления основателей Валаамской обители, началось церковное почитание преподобных в Новгородской епархии. На Валаам мощи вернулись в 1182 г., когда шведы были вытеснены. Святыня пребывает до наших дней в могиле, иссеченной в скале.

Валаам до первого нашествия шведов называли обителью Пресвятой Троицы. Видимо, враги уничтожили деревянный Троицкий Валаамский монастырь. После возвращения Карелии к Великому Новгороду, с 1348 г. после подписания в Дерпте мирного договора, Валаам освободился от шведского правления. В 1371 г. монахи спасли короля Швеции Магнуса II Смека, которого выбросили на берег ладожские воды, когда он хотел снова пойти на православные земли. Магнус, усмотрев в этом Промысел Божий, призвавший его в лоно Православной Церкви, стал схимником и скончался спустя 3 дня после пострига.

В конце XVIII века монастырь получал от русских царей льготы. Князь Василий III Иоаннович даровал игумену Иоакиму с братией освобождение от ряда пошлин и повинностей. В монастырских угодиях на Валааме не охотились, не рубили лес. Эта грамота была подтверждена при игумене Варлааме, в 1534 г., царем и великим князем Иоанном IV Васильевичем (Грозным).

В XVI веке шведы снова напали на обитель 20 февраля 1578 г., замучив за исповедание православной веры 18 старцев и 16 послушников. Через 3 года эпидемия чумы унесла жизни 87 валаамских старцев и 47 послушников. Затем новое нападение шведов вновь опустошило обитель. Часть братии с настоятелем укрывались в скитах в лесах, часть – в Антониевом Дымском монастыре.

К России острова вернулись 18 мая 1595 г., когда шведы заключили мир с Россией. Позднее царь Феодор Иоаннович повелел с помощью средств из царской казны возобновить монастырь и владение вотчиной, рыбной ловлей и пр. Это было начало расцвета обители. В XVI веке иноческая жизнь окрепла –появилось 12 скитов, руководимых их игуменом. Процветание обители позволило назвать ее Лаврой.

В XVII столетии монастырь был вновь уничтожен при игумене Макарии. От руки шведов, не желая расстаться с монастырем, погибли и братия, и настоятель. Шведы строили на месте сожженной обители дома. Братия, зная о нападении шведов, увезли многие святыни с Валаама на хранение в монастыри Новгорода, многие монахи ушли в Ладогу, где в 1618 г. им был дан в управление Ладожский Васильевский монастырь. Сжигая храмы, убивая или ссылая священнослужителей, шведы уничтожали православие на берегу Ладожского озера. Шведскому королю Густаву Адольфу, согласно Столбовскому договору, заключенному с Россией, уступались Кексгольм, Карелия, Ингерманландия и Валаам.

В 1715 г. в ходе Северной войны монастырь был освобожден и по указу императора возобновлен. Его стали строить на отвоеванных землях, еще до подписания мирного Ништадтский договора 1721 г. Через 2 года из Кириллова монастыря сюда прислали иноков, церковную утварь, хлебные припасы и началось возрождение обители. В начале 1719 г. построен был из дерева храм Преображенский с приделами св. апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. Через год, приписанный тогда к Кирилло-Белозерской обители, монастырь обрел уже самостоятельность.

Новые испытания постигли обитель 3 апреля 1754 г. на Пасху, когда пожар уничтожил все, кроме спасенных некоторых икон и пр., часовни, где поначалу потом служили, и части стены над святыми вратами. Императрица Елизавета Петровна пожаловала восемь тысяч рублей по прошению Синода на восстановление. Обитель была обнесена деревянной оградой, появился деревянный теплый храм Успения Пресвятой Богородицы и соборный храм Преображения Господня, а также надвратные часовни Предтеченская, Космодамианская и Ильинская, четвертая построена была перед входом в монастырь. В храмах, кроме Успенского, было очень холодно, на его паперти появился придел во имя свт. Николая, при трапезной была построена теплая церковь во имя Рождества Христова.

5 марта 1786 г., обитель повелением Екатерины II включена была в группу штатных третьего класса с игуменским настоятельством. Начиная с 1789 и до 1794 гг., в период с 1809 и до 1814 гг. были освящены ряд церквей. В 1793 г. была учреждена епархиальная больница. Все церкви были только из камня.

После октябрьской революции 1917 г. оказавшись на территории независимой Финляндия, монастырь на время был сохранен. Через год на острове был голод и эпидемия гриппа, унесшие жизни нескольких иноков. Из-за укрепления Финляндией своих границ и планирования военным командованием на Валаамском архипелаге приграничного форпоста на Ладожском озере, здесь начались фортификационные работы. По словам монаха Иувиана (Красноперова), монастырского летописца, 12 января 1918 г. в монастыре началось т.н. «порт-артурское сидение», принесшее обители разобщение с Россией и всем миром.

В 1923 г. на Валааме в богослужебную практику вводят новый (григорианский) календарный стиль, навязанный насильно Финляндской Православной Церкви. Раскол в братии привел к исключению за верность старому стилю 42 монашествующих. В обители через пару лет находилось около четырех сотен человек (110 – иеромонахов с иеродиаконами). Скиты закрывались, кроме Предтеченского, Тихвинского и Всесвятского. В надвратном храме ап. Петра и Павла с 26-го года иеромонах Исаакий служил на финском языке. В 31-м в Воскресенском скиту открыли детский приют. В эти годы в обитель вернулась традиция книгопечатания.

В 1939 г. начала военные действия, Валаамский архипелаг подвергался бомбардировкам, монахов начали эвакуировать в Финляндию. После подписания мирного договора между Финляндией и СССР Карелия и монастыри, включая Валаамский, отошли к СССР, в Финляндию эвакуировалось финское население. Эвакуированные монахи основали в бывшей усадьбе Папинниеми, приобретенной братией в Хяйнавеси, Ново- Валаамский монастырь. В 1941 году на остров вернулись финские войска, которые покинули его в 44-м году.

После войны в 1949 г. на острове появился совхоз. С 1952 до 1984 г. здесь был дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых, директор которого жег деревянные часовни, чтобы отопить свинарник и коровник. Протечки и конденсат портили живопись в Спасо-Преображенском соборе. В нижнем храме был овощной склад. А в алтаре Успенского храма работал магазин. Турбазу поселили в Воскpесенском скиту. Каменные скиты и деревянные разбирались на топливо и пр. В эти годы сожгли деревянную церковь Ильинского скита на о. Лембос, Назариевскую пустынь, около двух сотен деревянных часовен на островах, строения Коневского скита, храма, перевезенного на центральную усадьбу и другие постройки, находившиеся под попечением Валаамской обители.

С 1965 г. власти сделали несколько попыток дать Валааму второе дыхание. Спустя 14 лет природный заказник, организованный ими, стал числиться как историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Здесь планировали устроить тураттракцион с канатной дорогой, аэродром, в соборе планировался зал органной музыки и пр. В 1989 г. скиты (кроме Воскpесенского и Гефсиманского), которые были рядом со Спасо-Преображенским собором и сам собор с внутренним каре по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Совет Министров Карельской АССР решил передать в пользование Ленинградской епархии. Приехав на остров, первые насельники в лице иеромонахов Варсонофия, Геронтия, Фотия, иеродиакона Серафима, послушников Леонида и Вадима в 1989 г. поселились в бывшем изоляторе дома инвалидов.

В нижнем храме в честь преп. Сергия и Германа стали идти службы. В это же время в монастыре началась реставрация. Главный престол нижнего собора был освящен в конце мая 1990 г. В это же время Верховный Совет Карелии решил, что пора вернуть обители все храмовые и административно-хозяйственные строения. И тогда же монастырю присвоен был статус ставропигиального. Здесь возобновились камнерезное производство, книгоиздательство, кузнечное дело, свечное и пр. Стали восстанавливаться старые и строиться новые скиты. В 2008 г. патриарх Алексий II освятил и отслужил в храмовом комплексе Свято-Владимирского скита первую литургию. Через год в празднования 20-летия возрождения монашеской жизни на Валааме его Святейшество патриарх Кирилл открыл с главой Республики Карелия в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита музей, посвященный патриарху Алексию II.

В Валаамском ставропигиальном монастыре восстановлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игуменство, предусмотренное старинным Уставом обители, который утверждён к использованию тоже указом Патриарха. Устав, составленный по типу и строгости Афонских обителей, предполагает, что настоятель не предпринимает «ничего без совета братии». Вот почему и собирается регулярно для совета Духовный Собор старшей братии.

Святыни:

  • «Валаамская» икона Божией Матери
  • мощи прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора)
  • мощи прп. Антипы Валаамского
  • «Валаамская» икона Божией Матери (в нижнем храме собора)
  • икона Божией Матери «Всецарица» (в нижнем храме собора)
  • икона прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора, над ракой преподобных)
  • чтимые могилы схимон. Агапия Слепого и Иоанна Молчальника, иеросхимон. Никона, схиигум. Феодора и др. подвижников (на Братском кладбище)
  • чтимая могила игум. Дамаскина (на Игуменском кладбище)
  • чтимая могила иеросхимон. Клеопы (Всехсвятский скит)
  • чтимые могилы иеромон. Исаии и схимон. Никиты (Иоанно-Предтеченский скит)

Престольные праздники

  • Герман и Сергий Валаамские, преподобные – 11 июля, 24 сентября

Храмы:

  • Спасо-Преображенский собор;
  • Скиты Валаамского архипелага:
  • Скит Всех Святых (белый скит, большой скит) самый первый и самый большой скит, каменный храм и шесть келейных корпусов для братии (1789—1796 гг.);
  • Никольский скит с церковью Николая Чудотворца (1853 г.) и церковью Иоанна Дамаскина (1856 г.);
  • Скит Иоанна Предтечи на Предтеченском острове с уставом особой строгости, посещение скита посторонними не разрешается;
  • Коневский скит — освящён в 1870 году, разобран в 50-х годах XX века, восстановлен в 2004 году и освящён снова во имя Коневской иконы Божией Матери.
  • Аврааамиевский скит (Авраамия Ростовского) расположен на Емельяновском (Авраамиевском) острове, разрушен в советское время, в 2014 году начато его восстановление;
  • Воскресенский скит (Новоиерусалимский скит, красный скит) расположен на горе Сион, где по преданию св. апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест;
  • Гефсиманский скит (жёлтый скит), освящён в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню «Моление о чаше»;
  • Смоленский скит устроен в 1917 году по проекту великого князя Петра Николаевича, восстановлен в 2005 году;
  • Свято-Владимирский скит построен в 2007 году;
  • Скит Александра Невского — заложен в 2014 году;
  • Александро-Свирский скит (скит Александра Свирского, Свято-островский скит) на острове Святой, где в XV веке около семи лет жил в пещере преподобный Александр Свирский, восстановлен в 2001 году после пожара 1999 г.;
  • Ильинский скит на острове Лембос, где в 1867 году была возведена деревянная часовня во имя пророка Илии с колокольней и кельями, уничтожена в 50-е годы XX века, заново отстроена в 2006 г.;
  • Скит апостола Андрея Первозванного на острове Сухой (Оборонный) заложен в 2014 году, строится;
  • Скит Германа Аляскинского на острове Байонный основан в 2010 г.;
  • Казанский скит на восточном побережье острова заложен в 2015 году, строится.
  • Германовский скит с церковью Александра Невского на острове Сюскюянсаари (остров св. Германа, на северо-северо-востоке от Валаама), в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии;
  • Сергиевский скит на острове Путсаари;
  • Тихвинский скит на острове Воссинансаари, утрачен, все постройки скита в советское время были разобраны.

Подворья

  • Санкт-Петербургское подворье
  • Московское подворье
  • Подворье в Приозерске с церковью в честь Всех Святых
  • Подворье в Сортавале

 

Источники:

  1. Азбелев С. Н. Древнейший монастырь Новгородской земли // Чело. — 2005. — № 1. — С. 88—91.
  2. Валаамский монастырь и его святыни. — СПб., Издательство «Мирской вестник». — 1870. — 372 с.
  3. Компанийченко С. Валаамский монастырь. — СПб., 2004. — 372 с.
  4. Коняев Н. М. Свет Валаама. От Андрея Первозванного до наших дней. — Вече, 2009. — 304 с.
  5. Сойкин П. П. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 102– 113. — 712 с.