СТАРОЛАДОЖСКИЙ КАНАЛ ЛА́ДОЖСКИЙ, ПЕТРО́ВСКИЙ Кировский, Волосовский районы Ленинградской области

Гидротехническое сооружение, соединившее реку Неву и реку Волхов южнее Ладожского озера, один из наиболее масштабных строительных проектов XVIII в., связанный с возникновением Санкт-Петербурга. На протяжении двухсот лет он был главным водным путем, по которому в северную столицу проходила из глубин России большая часть судов и грузов. Канал являлся своего рода “водными воротами” Петербурга, составной частью водного пути: Ладожский канал – река Нева – реки и каналы Петербурга. Это и обусловило постоянное внимание к состоянию трассы, застройке ее берегов и прилегающих территорий, архитектуре инженерных сооружений.

Крупнейший канал России и Европы в XVIII в. был сооружен по личному указу Петра Первого от 18 ноября 1718 года и строился 11 лет. Российский император составил план Ладожского обводного канала и определил его размеры. «От сего канала будут питаться Петербург и Кронштадт и получать потребные материалы к строению флота и их самих, и Российская коммерция с Европою прийдет в цветущее состояние. Петр Первый».

Плановое положение канала на то время отражает старинный план (Рис.1)

 

Рис.1. План Староладожского канала на начало 18 века

 

Проект строительства канала был намечен Петром I с целью обеспечения безопасности судоходства по Ладожскому озеру, т.к. при интенсивном водном сообщении по Ладожскому озеру между Санкт-Петербургом, Северо-Западом и Центром России ежегодно из-за штрмов погибало до тысячи судов.

Ободный канал начинался в Шлиссельбурге, заканчивался в Новой Ладоге. Руководство строительством канала было поручено Миниху. С 1725 года к строительству были привлечены вольнонаемные работники (7 тыс. человек) и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). В 1726 году был закончен участок между Волховом и селом Чёрное протяжённостью около 29 км. В 1730 году под руководством генерала Миниха строительство канала было закончено. В 1731 году по каналу имени Петра Великого (на тот момент крупнейшему гидротехническому сооружению в Европе) открылось судоходство. Петровский канал имел сложную систему инженерных сооружений, длину 104 км, глубину до 4 м и ширину около 21 м. Берега канала во избежание размывания закреплялись анкерными балками и сваями; значительная часть береговых откосов была облицована деревом и камнем. В 1732 году было принято решение построить шлюзы на краях канала — в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. Они должны были поддерживать уровень воды примерно на 2 м выше уровня озера и устранить зависимость судоходства по каналу от колебаний его уровня. Вода в канал поступала из небольших рек, пересекавших канал в западной части. В местах пересечения рек с каналом для сдерживания напора воды были возведены  небольшие водоподпорные плотины бейшлоты. Водой из созданных таким образом небольших водохранилищ поддерживались судоходные уровни. В 1765 году  в Новой Ладоге было построено Новое устье канала для соединения с Сясьским каналом. В 1800-1806 годах был прорыт канал Малоневский, построено Новое устье с одним шлюзом. В 1822—1833 годах шлюзы на Старом устье в Шлиссельбурге были полностью перестроены по проекту П.П. Базена. Вместе с ними были построены сохранившиеся до наших дней накопительный бассейн и разводной двухпролётный мост на гранитных колоннах. В 1836—1842 году в Шлиссельбурге было реконструировано и Новое устье, с устройством двух шлюзов облицованных гранитом и разводного однопролётного моста.

Канал активно использовался более 130 лет, но по мере роста столицы и увеличения объемов речных перевозок постепенно перестал справляться с нагрузкой. В 1861 году было решено, что проще и дешевле прокопать параллельно еще один канал, ныне именуемый Новоладожским. Постепенно Староладожский канал потерял свое значение как межрегиональный водный путь. Сейчас от Староладожского канала остались лишь отдельные участки, самый интересный из них – в г. Шлиссельбурге.

Архитектурный комплекс канала, составили не только шлюзы, водоспуски, мосты, но и функционально также связанные с каналом здания и постройки на дамбах – караульные и жилые дома, путевые дворцы, “музеи” и храмы. Канал повлиял на развитие и образ жизни городов Шлиссельбурга и Новой Ладоги, поселений на трассе, на их планировку и застройку.

Достопримечательности:

Памятники культурного наследия:

  • Шлиссельбургский шлюз: гранитный четырехкамерный шлюз (1836 г.), построен на западном краю в начале канала на Старом устье в Шлиссельбурге; в 1822—1833 годах был полностью перестроен по проекту П.П. Базена. основные сооружения сохранились до наших дней (рис 2).
  • Петровский подъемный мост через канал, XVIII в., с колоннами через Малоневский канала от Староладожского канала до протоки р. Малой Невки, Его длина — 47 метров, ширина — 6,4 метра, имел два разводных пролета по 8,5 метров каждый.

 

 

Рис.3.Петровсий мост в г,Шлиссельбург

 

Источники:

  1. Житков С. М. Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период 1798—1898. СПб. 1900 г.
  2. Петрашень И. В. Мариинская система. 1810—1910. СПб. 1910 г.
  3. По водным путям Северо-Запада. Путеводитель. Г. Е. Евгеньев (Пащенко). Л.: «Речной транспорт». 1958 г.
  4. Волго-Балт. От Волги до Балтики. Альбом. Авт.-сост.: В. В. Лапин, А. Н. Чистиков. СПб.: «Лики России». 2004 г.
  5. Мариинская водная система. Выдающиеся гидротехнические сооружения мира. Автор-сост. Чистиков А. Н. СПб.: «Лики России». 2011 г.