ПРИЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ Кировский, Волхоовский районы Ленинградской области

Гидротехнические сооружения, часть трассы Волго-Балтийского водного пути вдоль южного берега Ладожского озера, построены для обхода открытого водного пути по Ладожскому озеру, где часто случаются штормы и вместо Старо-Ладожского канала, обмелевшего и не соответствующего требованиям судоходства. Соединяют исток реки Невы (1316 км Волго-Балтийского пути) с устьем реки Свирь (1162 км Волго-Балтийского пути), пересекают устья рек Волхов и Сясь.

 

 

Рис.1. Схема  месторасположения приладожских каналов

Состоят из трех, строившихся в разное время участков: Новоладожский канал длиной 112 км, от истока реки Нева до устья реки Волхов; Новосясьский канал длиной 10 км, от устья реки Волхов до устья реки Сясь; Новосвирский канал длиной 47 км, от устья реки Сясь до реки Свирь.

Новоладожский канал (канал Императора Александра II), расположен между pp. Волховом и Невой. Канал идет параллельно старому, ближе к Ладожскому озеру. Протяжённость 111 км. Строительство началось в 1861 году, канал был открыт для движения судов в 1866 году. В 1890—1896 гг. во время переустройства Мариинской системы проведены работы «улучшению» канала (расчистка от наплывов). В настоящее время Новоладожский канал используется для движения судов малого и среднего водоизмещения и отстоя более крупных судов в межнавигационный период.

Новосвирский канал (канал Императора. Александра III). Строительство канала начато в 1878 году, вдоль старого, ближе к Ладожскому озеру. построили к 1882 году. Длина  канала 46,7 км, ширина — около 20м, , глубина — около 2.5м. Расположен между концом Свирского канала фактически  реки Свирь  и пересекающей рекой Сясь. Курировал строительство выдающийся русский инженер-строитель К.Я. Михайловский.

Новосяський канал (канал Императрицы Марии Федоровны), расположен между реками  Сясью и Волховом. Строительство нового канала началось в 1878 году, закончено в 1880 году (окончен и открыт для движения судов). Прорыт параллельно  старому каналу (Екатерины II), ближе к Ладожскому озеру. Длина — 10,0 км, ширина – 25,6 м, глубина – около2,5м. Работы по его строительству курировал также К.Я. Михайловский. Торжественно открыли в 1883 году император и императрица Мария Фёдоровна, прибывшие на яхте «Александрия». В 1883 году в память события была выбита медная настольная медаль (диаметром 7,7 см) с портретами Александра I, Екатерины II, Александра II и Александра III; на обратной стороне надпись: «Старый Сясский канал (10 1/4 вер) начат в 1766 году, окончен в 1802 г.; Старый Свирский канал (48 вер) начат в 1802 году, окончен в 1810 г.; Новый Сясский (9 1/2 вер) и Свирский каналы начаты в 1878 году, Сясский окончен в 1880 году, а Свирский в 1882 г.»/

 

Рис.2. Начало канала в Новой Ладоге. Пресечение с р.Волхов

,

Достопримечательности:

  • Староладожский и Новоладожский каналы;
  • города Шлиссельбург и Новая Ладога;
  • деревни на дамбах каналов – Назия, Нижняя Шальдиха, Лаврово, Кобона, Черное, Лигово, Сумское, Дубно, бывш. Черниговская, Петербургская, Красношлюзная и Кривоколенская слободы, Белые Озерки и др.;
  • населенные пункты на бывш. Старой Ладожской дороге и Архангелогородском почтовом тракте,
  • памятники и мемориалы периода Великой Отечественной войны.

Источники:

  1. По водным путям Северо-Запада. Путеводитель. Л.: «Речной транспорт». 1958 г.
  2. Волго-Балт. От Волги до Балтики. Альбом. Авт.-сост.: В. В. Лапин, А. Н. Чистиков. СПб.: «Лики России». 2004 г.