ПОСЁЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА ИМЕНИ МОРО́ЗОВА (ПОСЁЛОК ПРИ ШЛИССЕЛЬБУРГСКОМ ПОРОХОВОМ ЗАВОДЕ) Всеволожский район, Ленинградская область Административный центр Морозовского городского поселения

Посёлок расположен в юго-восточной части района на правом берегу Невы, у её истока, на автодороге А-181 (Санкт-Петербургское северное полукольцо), на расстоянии 27 км от районного центра г. Всеволожск.

В 1922 году посёлку при Шлиссельбургском пороховом заводе было присвоено имя революционера-народовольца и учёного Николая Морозова, в 1884–1905 гг. находившегося в заключении в Шлиссельбургской крепости.

22 марта 1882 года в районе дачи «Рижская Пустошь», по поручению Артиллерийского управления подполковник артиллерии в отставке В. Д. Рончевский начал строительство Шлиссельбургского порохового завода. На границах арендованной территории были поставлены гранитные столбы с надписью «ШПЗ. 1882», один из которых сохранился до наших дней и является закладным камнем, отмечающим рождение посёлка. 1 декабря 1883 года начинается выпуск пороха. В 1884 году основано «Русское общество для выделки и продажи пороха». К началу XX века посёлок при пороховом заводе преобразился. Были построены жилые деревянные и кирпичные дома, бараки. В посёлке открылись школы, библиотека и читальный зал для рабочих, картинная галерея и клубы.

В 1914 году при Шлиссельбургском пороховом заводе работала частная начальная школа, рабочих на заводе числилось 1445 человек.

В 1922 году заводу было присвоено имя Николая Морозова, с 1 июня 1925 года посёлок Шлиссельбургского порохового завода получил статус рабочего посёлка, в 1934 году переименован в рабочий посёлок имени Морозова.

8 сентября 1941 года немецкие войска заняли город Шлиссельбург. От противника посёлок отделяла только река Нева (по замерзшей реке – 1,3 км). В годы войны в посёлке работало несколько госпиталей и хирургическое отделение.

12 января 1943 года началась наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов «Искра» для прорыва блокады Ленинграда. Уже 7 февраля на Финляндский вокзал Ленинграда прибыл первый прямой поезд с продовольствием из Челябинска. Для этого была построена железная дорога длиной 36 км от станции Поляна до посёлка Морозова, возведен свайный мост длиной 1300 м.

Основные предприятия посёлка выпускают взрывчатые вещества, антикоррозионные покрытия, лаки и краски, а также пищевые продукты.

Население на 1 января 2019 года 10569 человек.

Достопримечательности:

Объекты культурного наследия регионального значения. Памятники истории:

  • Храм свв. апп. Петра и Павла построен в 1904–1907 в составе церковного комплекса: храма, церковной сторожки и ограды (проект арх. В. А. Покровского при участии И. Ф. Беспалова). Закрыт в 1938 и взорван в 1942 как ориентир для вражеских бомбёжек. В 1990–1993 каменное здание, построенное на уцелевшем фундаменте храма, перестроено в церковь (арх. В. И. Тонких).
  • Здание сторожки бывшей церкви Св. апп. Петра и Павла, являющейся памятником архитектуры начала XX в. Отреставрирована.
  • Дом, где в 1943 г. находился штаб бригады воинов-понтонеров, наводивших переправы через Неву после прорыва блокады Ленинграда. На доме установлена памятная доска. Спортивная, д.3
  • Здание, где осенью 1941 г. находился штаб 1-й дивизии войск НКВД, принимавших участие в боях за Ленинград. На здании установлена памятная доска.
  • Братское кладбище советских воинов, погибших в 1941–1944 гг.
  • Братская могила защитников Петрограда от Юденича (1919 г.): захоронены Кириллов, Жук, Смоляков.
  • Братское захоронение рабочих торфопредприятия, заготовлявших топливо для блокадного Ленинграда и погибших в 1941–1944 гг. близ ж.д. платформы «Дунай»
  • Памятный знак – «Винтовка», на рубеже обороны советских войск в 1941–1943 гг. в 2-х км к югу от д. Черная речка, на правом берегу Невы, в 200 м севернее нового моста.
  • Четыре дота на рубеже обороны советских войск в 1941–1943 гг. д. Резвых, близ ж.д. платформы «Черная речка», к юго-западу от ж.д. платформы.
  • Памятник-паровоз, работавший на «Дороге жизни» в годы Великой Отечественной войны в 23 км к северу на ст. Ладожское озеро, близ южной стороны вокзала, у дороги на п. им. Морозова. Паровоз Эш-4375 «Комсомолец», установлен на железнодорожной станции Ладожское Озеро. Данный паровоз работал на этой дороге в войну, под управлением комсомольских бригад машинистов В. Елисеева, В. Еледина и А. Самойлова. Сам локомотив был построен в 1923 году в Швеции на заводе «Нюдквист и Гольм» по чертежам Луганского завода. Редкий случай, когда на военном мемориале стоит аутентичная историческая машина, это заслуга одного из бывших машинистов паровоза – Василия Алексеевича Еледина, который в 1969 году нашёл свой паровоз и способствовал его отправке в Ленинград для реставрации и установке в качестве памятника. Памятник был открыт в 1975 году, к 30-летию Победы. Памятная табличка вкратце рассказывает про заслуги паровоза. Раньше табличка была другая, с более подробным текстом: «На этом паровозе в период 1941–1942 гг. комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни».
  • Мемориал «Стальной путь», посвящённый военным железнодорожникам.
  • Мемориал «Переправа», входящий в Зелёный пояс Славы. Расположен на правом берегу Невы, 200 м юго-восточнее д. Шереметьевка, на месте, где после прорыва блокады Ленинграда были построены силами 3-й понтонно-мостовой бригады инженерных войск Красной Армии переправа и железнодорожная линия через Неву, связавшие осажденный Ленинград со страной. На монументе закреплены мемориальные доски. Надпись на северо-западной стороне: Воинам-понтонёрам, наводившим здесь мосты через Неву из осаждённого Ленинграда на «Большую землю» в 1943 г. Надпись на юго-восточной стороне: Монумент воздвигнут бывшим воинам 3-ей понтонно-мостовой бригады РГК – в честь ратных подвигов однополчан.
  • Музей «Дорога Победы». Такая железнодорожная ветка, как «Дорога Победы», также названная народом «Коридором смерти», никогда не находилась на картах СССР, её запрещали фотографировать и снимать, о работе «дороги победы» не упоминали в сводках Совинформбюро, не рассказывали о ней фронтовые корреспонденты. Немногие знают о ней и сейчас. 18 января 1943 года Советская Армия разорвала оковы блокады Ленинграда. В полосе прорыва железнодорожные рабочие в короткий срок (за 17 дней) построили железнодорожный путь от ст. «Шлиссельбург» до ст. «Поляны», благодаря которому у Ленинграда появился прямой железнодорожный маршрут с Большой Землей. Поэтому железнодорожный путь получил своё название – «Дорога Победы». Первый после разрыва блокады грузовой поезд прибыл в Ленинград 7 февраля 1943 года. В этот же день от Финляндского вокзала на Большую Землю отправился грузовой поезд, загруженный отливками орудийных стволов. Поезд вел за собой паровоз Эм 721-83. На сегодняшний день этот локомотив хранится на вечной стоянке у станции «Петрокрепость» и является экспонатом в музейном комплексе Октябрьской железной дороги. Данная экспозиция музея посвящена строительству и работникам «Дороги Победы», истории, а самое главное – героическому подвигу железнодорожников, трудящихся в бригаде 48-й паровозной колонне особого резерва НКПС.
  • Памятник жителям посёлка им. Морозова погибшим от артобстрелов и умершим от голода в 1942–1943 гг. Расположен в лесу, в 1,8 км от посёлка им. Морозова. Надпись на памятнике: «Вечная память жителям посёлка им. Морозова, погибшим от артобстрелов и умершим от голода в 1942–1943 гг.». Представляет собой гранитным обелиск и стелы с 62 установленными именами погибших. Памятник огорожен металлической оградой, образующей широкий круг с асфальтовой дорожкой и газоном в центре. В нескольких метрах от памятника – 4 могильных креста.

 

Источники:

  1. Блокадный паровоз / https://mib55.livejournal.com/265513.html
  2. Выявленные объекты культурного наследия / Комитет по культуре Ленинградской области / http://old.culture.lenobl.ru/departament
  3. Музей «Дорога Победы» на железнодорожной станции «Петрокрепость» https://petrokrepost.ru/muzej-doroga-pobedy-na-zheleznodorozhnoj-stantsii-petrokrepost/
  4. Список объектов культурного наследия регионального значения Ленинградской области / Комитет по культуре Ленинградской области / http://old.culture.lenobl.ru/departament
  5. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года.