ООПТ «ВАЛААМСКИЙ АРХИПЕЛАГ» Сортавальский район Республики Карелия

Природный парк федерального значения. Площадь: 24 700 га. Дата создания: 4.11.1999. Расположен в северо-западной части Ладожского озера в 22 км от ближайшего северного побережья.  Охватывает весь Валаамский архипелаг с прилегающей акваторией озера, включает более 50 островов.

Крупнейший остров — Валаам, второй по размерам остров — Скитский. Среди более мелких островов: Лембос, Святой, Байонный, Крестовые, Московский, Предтеченский, Никоновский, Дивный, Емельянов, Оборонный, Голый, Савватия (Гранитный), Зосимы, Скалистый, Луковый, Овсяный, Ржаной, Никольский, Иоанна Кронштадтского. Некоторые острова соединены между собой и с островом Валаам мостами.

Архипелаг получил своё название по главному острову — Валааму. Его название, возможно, происходит от финно-угорского слова «валамо» — высокая (горная) земля.

Современная поверхность островов несет ярко выраженные следы последнего материкового оледенения («бараньи лбы», с отчетливыми бороздами – ледовыми шрамами).

На территории островов насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Главный остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65 % — сосна).

Валаамские острова отличаются уникальным для Ладожского и Онежского озер экосистемами, особенно составом орнитофауны. Здесь выявлено единственное место гнездования в Карелии чегравы и канадской казарки. Основу населения птиц составляет крупная колония серебристых чаек, здесь обитают клуша  и речная крачка, гездится ряд арктических и североатлантических видов – полярная крачка, большая морская чайка, гага, кулик-сорока, камнешарка. Летом отмечены галстучник, морянка и турпан, на пролете останавливаются стаи черных и белощеких казарок. В безледовый период многочисленны залежки ладожской нерпы.

Формирование ценных культурных ландшафтов Валаамских островов связано с созданием здесь в XIV в. первого монастыря, ставшего центром православия на Севере России. Монахи занимались земледелием, ловлей рыбы, ухаживали за фруктово-ягодным садом, а также ломали гранит на территории островов.

В составе Шведского королевства Валаамский архипелаг входил в Выборгский лен. В ходе Северной войны, во время военной кампании 1710 года русской армии заняли Валаамские острова. В 1719 году Валаамские острова по указу Петра I вошли в образованную  Выборгскую провинцию Санкт-Петербургской губернии. По завершении в 1721 году Северной войны согласно условиям Ништадтского мирного договора архипелаг от Швеции отошел к России и вошел состав Ингерманландии, Кексгольмский лен, а также частично Карелии в дистрикт Выборгский лен. С 1744 года входил в созданную Выборгскую губернию, с 1783 по 1797 годы — в Выборгское наместничество. В 1802 году Выборгское наместничество было преобразовано в Финляндскую губернию. С 1811 года Валаамские острова вошли в состав Великого княжества Финляндского (как части Российской империи) в составе Выборгской губернии.

После распада Российской империи и провозглашения независимости Великого княжества Финляндского с 1917 году Валаамский архипелаг относился к сельскому муниципалитету Сортавалы (фин. Sortavalan maalaiskunta) Выборгской губернии Финляндиии.

После Зимней войны 1939—1940 годов, по условиям Московского договора часть Выборгской губернии была передана СССР, включая и Валаамский архипелаг. Ладожское озеро оказалось полностью на территории СССР. Архипелаг был отнесён к Карельской Автономной ССР, которую преобразовали в Карело-Финскую ССР.

В годы советско-финской войны (1941—1944) архипелаг был занят частями финской армии до заключения в 1944 году Московского перемирия. В послевоенное время монастырь был разорен и заброшен.

В 1979 году на островах создан Валаамский Музей-заповедник. С 1984 года организован Валаамский лесхоз.

В 1992 году Валаамский музей-заповедник был ликвидирован, а на основе его фондовых коллекций ликвидационной комиссией было создано два музея: ТОО «Валаамский научно-исследовательский церковно-археологический и природный музей-заповедник» на Валаамских островах и Региональный музей северного Приладожья в городе Сортавала. Учредителями Валаамского научно-исследовательского церковно-археологического и природного музея-заповедника являются Министерство культуры Республики Карелия и Русская православная церковь (Московский патриархат).

В 1993 году островам был придан статус уникальной природно-ландшафтной территории Республики Карелия. Статус не имел аналогий в законодательстве, поэтому для усиления природоохранной деятельности в 1999 году постановлением правительства Республики Карелии был создан природный парк «Валаамский архипелаг».

 

Достопримечательности:

  • Геологические памятники Валаамского архипелага. На протяжении всей истории освоения архипелага главной его природной достопримечательностью были особенности геологического строения – скальные выходы поздне-протерозойских магматических пород гранитов, габбро-долеритов. В XVIII-XIX вв. на островах проводилась добыча строительного камня для нужд монастыря. За свой благородный цвет валаамский гранит был любимым камнем императоров России, поэтому его называли «царским». Ломки валаамского камня являются горно-промышленными геологическими памятниками.
    • Наиболее крупные каменоломни находились на острове Валаам: на Симняковском мысу; на юго-восточном берегу острова; напротив жилого дома Молочной фермы, через пролив; по дороге к Никольскому скиту; на северной оконечности полуострова между Московским и Внутренним проливами; у залива Скитского. В монастырских каменоломнях в XIX веке трудились в основном жители ближайших приходов – карелы и финны, о которых в те времена шла слава, как о лучших каменотесах в мире. В этой работе также участвовали мастера из Вологодской, Ярославской и Новгородской губерний. Работы по добыче и обработке камня в монастыре были хорошо организованы. В многоотраслевом хозяйстве действовали специальные цеха: каменнорубный, каменнотесный, каменношлифовальный, и по изготовлению памятников. Наиболее интенсивная добыча камня развернулась в годы строительства Спасо-Преображенского собора (1887–1896 гг.). Старинные каменоломни Валаамского монастыря – это интереснейшая история горного дела Северо-Запада России, особая страница истории природопользования Валаамского монастыря, которая интересна как для исследователей, так и для путешественников. Многие старинные каменоломни (ломки) габбро-диабазов на Валааме сохранились до нашего времени. Несмотря на огромные запасы, добыча валаамского камня сейчас запрещена в соответствии с режимом памятника природы и культуры федерального значения.
    • В 1870–1910-е гг. Валаамский монастырь добывал на острове Святого Германа (Сюскюянсаари) блоки декоративных темно-красных массивных и огнейсованных гранитов и гнейсо-гранитов, которые под названием «валаамских» гранитов широко применялись в архитектуре Валаамского монастыря, Санкт-Петербурга и Москвы. Остров Сюскюянсаари практически полностью сложен «царскими» красными валаамскими красивыми и прочными гранитами. Слабая трещиноватость массива позволяла получать в карьерах блоки достаточно крупных размеров – объемом до 2–6 м3 . Каменоломни «валаамских» гранитов находились в 300–500 метрах от церкви Александра Невского. Их называли по-разному, то «Валаамскими», то «Церковногубскими». Карьеры также часто носили имена монахов (например, Евгения и Виктора). Каменоломни «валаамских» гранитов на острове Сюскюянсаари после революции 1917 г., и последовавшим за этим отделением Финляндии от России, были практически закрыты. С 1972 года месторождение гранитов «Сюскюянсаари», изученное геологами еще в 1950-е годы, вновь стало разрабатываться на блоки Ладожским карьероуправлением ПО «Карелстройматериалы». Действующий карьер «Сюскюянсаари» занимает центральную, возвышенную часть острова и достигает значительных размеров – длиной около 500 м, шириной до 250 м и глубиной 5–15 м.
    • На острове Путсаари (Святого Сергия), расположенном к северо-западу от Валаама, вблизи «лахденпохского берега», во второй половине XIX века Валаамский монастырь добывал крупные блоки серых, светло-серых, пепельно-серых, серовато-розовых, розовых и розовато-красных порфировидных гранитов. Каменоломни находились в нескольких местах. В «Монастырском» карьере, у озера Лоуринлампи, выламывались блоки розовых и серых порфировидных гранитов объемом в среднем 1,3 кубометра. В нескольких каменоломнях, расположенных на юго-восточном берегу острова, добывали блоки аналогичных гранитов объемом до 2–4 м3 . Каменоломни также находились у Поклонного Креста и на западном берегу острова, в Хауканлаоухи и Маттинеля.
  • Каменные сооружения Валаамского монастыря
    • Валаамские темно-серые, почти черные, иногда с рыжеватым оттенком габбро-долериты применялись для строительства прежде всего на острове Валааме, где из них выполнены фундаменты и цоколи многих сооружений: внутреннего (1785–1801 гг.) и внешнего (1801–1838 гг.) каре монастыря; Водопроводного (1860–1864 гг.) и Работно-конюшенного (1878–1881 гг.) домов; Зимней гостиницы (1854 г.); жилого дома Молочной фермы; келейного корпуса Никольского скита (1858 г.); церкви Всех Бесплотных Сил Небесных и келейного корпуса скита Всех Святых (1842–1849 гг.); церкви Преподобных Отцов в Посте и Молитвах Просиявших и колокольни на Игуменском кладбище (1876 г.); а также, ступени Парадной лестницы (1877 г.); столбы ограждений и опоры Владимирского (1861 г.) и «Трехарочного» мостов; подпорная стенка и мемориальные изделия на Игуменском кладбище. Из валаамских габбродиабазов мастера вырезали изящные киоты для икон, например, в часовне Знамения Богородицы (1862 г.). На острове Валааме из красных гранитов и гнейсо-гранитов острова Святого Германа выполнены различные архитектурные элементы: две колонны крытого крыльца, ступени паперти и солеи, подоконники и полы Спасо-Преображенского собора (1887–1896 гг.); колонки, нижняя часть киота и часть пола часовни Всех Скорбящих Радость (1896 г.); лестница и крыльцо часовни Крестных Страданий Господа (1880-е гг.); подоконники церкви Воскресения Христова (1901–1906 гг.); постаменты и кресты на Игуменском кладбище и т. д.
    • Серые разновидности гранитов назывались «монастырскими». Из них на острове Валааме выполнены различные сооружения: цоколь внешнего монастырского каре; колонны перед входом в «Царские келии» (1890-е годы); цоколь и полы Спасо-Преображенского собора (1887– 1896 годы); цоколь и столбы ограждения часовни Знамения Богородицы (1862 год, А. М. Горностаев); цоколи Водопроводного (1860–1864 гг.) и Работно-конюшенного домов (1878–1881 гг.); цоколь, лестница и столбы ограждения церкви Св. Николая Чудотворца (1853 г.); колонны и лестница перед входом в церковь Всех Бесплотных Сил Небесных (1849 г.) и части цоколя ограды скита Всех Святых; цоколь, лестницы, колонны с арками церкви Святого Христова Воскресения, а также, ступени и столбы ограждений «Главной» лестницы, подпорная стенка террасы, цоколи жилых и хозяйственных построек скита Христова Воскресения (1901–1906 годы, В. И. Баранкеев); колонны перед входом в церковь Преподобных Отцов в Посте и Молитвах Просиявших (1876 год, Г. И. Карпов), столбы ограждения террасы, постаменты крестов на Игуменском кладбище; столбы ограждений Парадной лестницы (1877 год), «Монастырской» террасы и «Трехарочного» моста; Поклонные кресты (в скиту Всех Святых (1854 год), в Никольском скиту (1863 год), под горой Елеон, в Предтеченском скиту и т. д.
    • На самом острове Св. Сергия местные граниты применялись немного. Например, из них вытесан большой Поклонный крест (1879 год), выложены цоколь и лестница церкви во имя Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (1899 год). Гранит также пошел на облицовку колодцев и каналов, соединяющих внутренние озера острова с Ладогой. В восточной части острова Путсаари с конца XIX века находился так называемый Сергиевский скит, который по размерам превосходил ранее упомянутый скит на острове Св. Германа.
    • К востоку от острова Сюскюянсаари находится небольшой островок Тилькусаари, где Валаамский монастырь также разрабатывал черные амфиболиты, применявшиеся в архитектуре Валаама, например, в изготовлении декоративных колонок окон Спасо-Преображенского собора.
  • Каменные сооружения из валаамских каменоломен в других городах
    • В Санкт-Петербурге «валаамскими» гранитами облицованы: стены Московского купеческого банка (1901–1902 гг.); цоколь первого Российского Страхового общества (1889–1901 гг.); стены буддийского Дацана (1909–1915 гг.); фасад костёла Лурдской Божией Матери (1908–1909 гг.); фриз особняка М. Ф. Кшесинской (1904–1906 гг.). Этим гранитом украшена Царская пристань в Кронштадте. Серые граниты острова Путсаари нашли также применение в Санкт-Петербурге. В 1883– 1907 гг. ими был облицован цоколь Храма Воскресения Христова (А. Парланд, И. Макаров). В сооружении постамента памятника Екатерине Великой (1869–1873 годы, М. Микешин, Д. Гримм, В. Шретер, Г. Балушкин, Н. Осетров) были использованы порфировидные розовые граниты, также добытые на острове Путсаари (Св. Сергия).
    • В Москве «валаамские» граниты были использованы в облицовке цоколя храма Христа Спасителя (1818–1883 гг.), гостиниц «Националь», «Метрополь» и некоторых административных зданий (1900–1910-е гг.). После разборки храма Христа Спасителя в 1934 г. оставшийся гранит пошел на украшение гостиницы «Москва», зданий Верховного Совета, Министерства обороны и др. В 1970–1980-е гг. гранит с острова Сюскюянсаари широко применялся для украшения станций Московского метрополитена. В середине 1990-х годов этот гранит вновь пошел на облицовку цоколя возрожденного храма Христа Спасителя.
    • В 1970–1990-е годы гранит месторождения «Сюскюянсаари» широко применялся в строительстве и украшении городов России. В Новороссийске из него выполнен памятник-ансамбль «Малая Земля», в Курске – памятник-ансамбль «40-летие Победы», в Челябинске – декор Драматического театра и памятник «Куликова битва» на Красном холме, в Петрозаводске – мемориал в Песках и городская набережная на Онежском озере, в Кондопоге – памятник Победы, в Тынде им украшен железнодорожный вокзал и т. д. Гранитом с острова Сюскюянсаари также облицованы фасады зданий обкомов КПСС в таких городах, как Саранке, Брянске, Куйбышеве, Казани, Братске, Омске, Новосибирске и др. Валаамский гранит отправлялся в Дагестан, Ленинградскую и Московскую области, Тольятти, Обнинск. Из амфиболитов Сюскюянсаари изготавливали плиты для кладки фундаментов и мощения тротуаров (плитчатый камень), вырезали изящные киоты икон (часовни Крестных Страданий, Всех Скорбящих Радость и др.) и подоконники (церковь Воскресения Христова и др.), а также предметы прикладного искусства – чернильницы, подсвечники, крестики, охотно покупаемые паломниками и туристами.
    • Гранит месторождения «Сюскюянсаари» применялся и за границей: в Монголии – здание аэропорта в Улан-Баторе, Чехословакии – станция метро «Московская» в Праге и т.д. В Финляндии этот камень почти не применялся, только для изготовления памятников и иных мелких изделий.
  • Валаамские антропогенные ландшафты. Трудами монахов и их помощников на островах кроме монастырских сооружений были прорыты каналы, поставлены гранитные поклонные кресты, на скалах островов разведены дивные сады. К каменным причалам ежедневно в навигационный период подходили лодки и корабли. На архипелаге за столетия сложились рекреационные природно-исторические ландшафты, привлекающие паломников. В настоящее время здесь активно возрождается паломнический, формируется познавательный и научный туризм.
    • Остров Валаам и остров Сюскюянсаари, на которых расположено большинство памятников архитектуры и исторических каменоломен конца XIX века, а также действующий карьер «Сюскюянсаари», используются для организации туристических экскурсий автобусно-пешеходного характера продолжительностью от 1 до 2 часов. С 2004 года на карьер «Сюскюянсаари» Региональным музеем Северного Приладожья регулярно проводятся экскурсии для студентов и туристов Санкт-Петербурга. От церквей и храмов к старым каменоломням ведут дороги, проходимые для туристов. В границах карьера силами ЗАО «МККЛадога» для туристов устроены две смотровых площадки.
    • Остров Путсаари (который когда-то называли «Малым Валаамом») в силу своего расположения и особенностей природных ландшафтов всегда привлекал внимание «диких» туристов. Здесь нет техногенного ландшафта, образовавшегося при добыче гранита, как на острове Сюскюянсаари, .

 

Источники информации:

  1. Валаам: Путеводитель — Петрозаводск: «Карелия», 1989—104 с.: ил.
  2. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А.Ф. Титов. Т. 1: А — Й. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2007. С. 190—400 с.
  3. Резников Л. Я. Валаам — жемчужина Ладоги. — Петрозаводск, 1977. – 16 с.
  4. Экосистемы Валаама и их охрана / А.А. Кучко, Н.А. Белоусова, А.В. Кравченко и др. — Петрозаводск, 1989. – 197 с.