КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ Приозерский район, Ленинградская область

Православный мужской монастырь Выборгской епархии на острове Коневец в западной части Ладожского озера в Ленинградской области. Основан преподобным Арсением Коневским в 1393 г. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Второй после Валаамского островной монастырь на Ладожском озере.

Местоположение монастыря изменялось один раз, чтобы избежать наводнения. Собор Рождества Богородицы был заложен св. Арсением в 1421 году, он был главной церковью монастыря с основной святыней — чудотворной Коневской иконой Божией Матери, привезённой св. Арсением с Афона и представляющей Христа, играющего с птенцом голубя, что символизирует духовную чистоту.

Как и Валаамский монастырь, монастырь на острове Коневец был известен своей миссионерской деятельностью. Преподобный Арсений Коневский, монах из Новгородской республики, обратил карелов-язычников в христианство.  Шведы захватили остров во время Русско-шведской войны в 1614—1617 гг., заставив монахов выехать в Новгород, где они были размещены в Деревяницком монастыре. После возвращения Россией Западного Приладожья в ходе Великой Северной войны, настоятель Деревяницкого монастыря в 1718 году получил у Петра I разрешение восстановить обитель на Коневце. Возрождённый монастырь зависел от Новгородского Деревяницкого до 1760 года, когда он официально был признан в качестве самостоятельного монастыря. В 1812 году, после Финской войны монастырь административно стал частью вновь сформированного Великого княжества Финляндского, наряду с остальной частью «Старой Финляндии».

 

Собор Рождества Богородицы.         Вид на монастырь с востока.

 

Золотое время монастыря пришлось на XIX век, когда его слава распространилась на имперскую столицу. 28 июня 1858 года остров посетил император Александр II с семейством, а также видные гости из Санкт-Петербурга, в том числе Александр Дюма и Фёдор Тютчев. Николай Лесков, в сочинениях 1873 года, описывает свои впечатления от посещения монастыря.

Как следствие высокой популярности, монашеская община смогла начать обширные строительные проекты, начиная со строительства нового собора с колокольней в 1800—1809 гг. Это огромное двухэтажное восьмиколонное здание было спроектировано местными старцами. Оно увенчано пятью восьмиугольными барабанами, поддерживающими пять синих куполов. Тот же стиль был применён для трёхэтажной колокольни (1810—1812 гг.), достигающей высоты 35 метров. Два скита — Коневский и Казанский, были созданы на месте древнего расположения монастыря.

После Октябрьской революции 1917 года монастырь оказался на территории новой независимой Финляндии и попал под юрисдикцию автономной Финской Православной церкви (в соответствии с решением Константинопольского патриархата). Остров был укреплён финскими военными, гостиницы были заняты военнослужащими.

Во время Финской войны и Великой Отечественной войны здания монастыря были повреждены. 13 марта 1940 года монахи эвакуировались в Финляндию, забрав с собой икону Коневской Божией Матери, но оставив иконостас, церковные колокола (кроме колоколов Казанского скита) и библиотеку. Личные вещи Святого Арсения (ковш из капа и наперсный крест) ныне находятся в музее Православной церкви в Куопио (Финляндия). Монахи вернулись на короткий период, в течение войны 1941—1944 годов, но затем снова ушли вместе с финской армией в августе 1944 года. В 1956 году они присоединились к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря, и основавшим Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.

В советский период монастырь занимали военные.

 

Епископ Михаил (Чуб) с настоятелем Петром (Йоухки) и братией Коневского монастыря в Кейтеле в 1954 году.

 

В 1990 году он стал одним из первых монастырей в регионе, которые было решено вернуть Русской Православной Церкви. В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения Коневского, скрытые от шведов в 1573 году. Сегодня монастырь посещает большое количество паломников и туристов, продолжаются восстановительные работы, открыты два подворья — в Петербурге и Приозерске.

Достопримечательности:

памятники архитектуры Коневского монастыря:

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1799-1809 гг., арх. С.Г. Иванов (проект), строитель Сильвестр, 1861-1863 гг., арх. А.М. Горностаев, арх. И.Б. Слупский;
  • Надвратная башня с библиотекой 1808-1814 гг., восточная часть каре;
  • Северо-восточная угловая башня (церковь преподобного Арсения Коневского), 1808-1814 гг., строитель Илларион, 1849 г., 1999-2006 гг. (реставрация);
  • Северо-западная башня хозяйственного назначения (хлебная), 1808-1814 гг.;
  • Юго-восточная угловая башня (церковь святителя Николая), 1813-1815 гг., строитель Илларион;
  • Юго-западная башня хозяйственного назначения (квасоварня), 1808-1814 гг.;
  • Надвратная колокольня, 1766 г., 1808-1814 гг., строитель Илларион;
  • Корпус у колокольни (привратницкая), нач. XIX в.;
  • Корпус у колокольни (хозяйственный), нач. XIX в.;
  • Братские восточные корпуса, нач. XIX – кон. XIX в.;
  • Братские корпуса и др.

скиты Коневского монастыря:

  • Коневский скит, к которому был приписан храм в честь Коневской иконы Божьей Матери, существовал к началу ХХ века на месте первоначального основания Коневского монастыря преподобным Арсением;
  • Святогорский Казанский скит, в котором находился каменный храм в честь Казанской иконы Божьей Матери, основан в 1796 году при настоятеле Адриане на Святой горе к востоку от монастыря, где начал свое подвижничество на Коневце преподобный Арсений. Крестный ход из монастыря к храму Коневской иконы Божьей Матери совершался ежегодно 10 июля, к храму Казанской иконы Божьей Матери — 12 июня.

 

Источники:

  1. Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне: Кн. 1, 2, 3, 4. Бесплатное приложение к журн. «Русский паломник» за 1909 год / Поповицкий Е. А. — СПб: изд. П. П. Сойкина, 1909. — 712 с.
  2. Официальный сайт Коневского монастыря: http://konevets.ru/