ИСАА́КИЕВСКИЙ СОБО́Р (собор преподобного Исаакия Далматского) Адмиралтейский район г. Санкт-Петербург

Исаакиевский собор – уникальный памятник отечественной архитектуры и один из лучших кафедральных соборов Европы. Это выдающийся образец русского культового искусства. Художественное оформление собора включает крупнейшее собрание русской монументальной иконописи середины XIX века, насчитывающее более 150 произведений. Среди них работы известных художников Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов выполнены Иваном Витали. Важную роль в художественно-декоративном убранстве играют более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Несомненный интерес представляет один из крупнейших в России витражей площадью 28,5 кв.м.

В оформлении интерьера многочисленные произведения живописи, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветного камня и позолоты создают богатейшую цветовую гамму

Освящён во имя святого преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I, т.к. император родился в день его памяти (30 мая по юлианскому календарю). С 1858 по 1929 гг.  был главным Кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. С 1928 года имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»). С 2017 года

Современное здание собора является четвёртым храмом на этом месте. Сооружение здания и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 гг. Исаакиевский собор считается самой поздней постройкой в стиле классицизма, является самым высоким сооружением архитектурного комплекса, включающего в себя четыре площади города (Адмиралтейскую, Дворцовую, Исаакиевскую, Сенатскую) и выходящего на севере к Неве. Высота собора 101,5 м, длина (включая портики) 111,3 м, ширина — 97,6 м. Наружный диаметр купола 25,8 м, внутренний — 21,8 м.

Здание украшают 112 монолитных гранитных колонн, более 350 скульптур, для отделки использованы горные породы с побережья Онежского и Ладожского озер. Внешние стены облицованы светло-серым карельским рускеальским и темно-серым итальянским каррарским («барджиллио») мрамором. Внутри здания стены сложены из белого итальянского мрамора, низ стен из чёрного сланца, колонны и пилястры из светло-розового и вишнёвого карельского тивдийского мрамора. В декоре интерьера использованы и мраморы насыщенных цветов (зелёный, красный, жёлтый, ярко-красный с белыми включениями), соломенская брекчия (оригинальный камень из дер. Соломино на берегу Онежского озера, около Петрозаводска, темно-серого и светло-серого цвета, состоящий из мелких светлых зерен, заключенных в массу черного и темно-зеленого серпентина.) Пол облицован плитами карельского мрамора: светло- и тёмно-серого рускеальского, а также розового и вишнёво-красного тивдийского. Резной иконостас выполнен из белого итальянского мрамора, отделан уральским малахитом и бадахшанским лазуритом. Нижняя его часть облицована карельским шокшинским кварцем, из этого же материала сделаны ступени, ведущие к алтарю.

В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому.

Музей-памятник “Исаакиевский собор” – один из наиболее значительных художественных музеев России, пользующийся известностью во многих зарубежных странах. Сейчас Исаакиевский собор функционирует и как музей, и как православный храм Санкт-Петербурга.

В сооружении и отделке Исаакиевского собора в 1830–1840-е годы в очень больших объемах использованы различные горные породы – граниты, мраморы, сланцы, в меньшей степени – кварциты, минералы малахит, азурит и другие, что послужило основанием назвать Исаакиевский собор «музеем облицовочного камня». Цоколь здания облицован гранитом рапакиви. Поражают колоссальные колоннады четырех портиков с 48 колоннами. 24 гранитных колонны установлены вокруг большого купола, 32 – украшают четыре малых купола. Всего – 112 колонн из гранита рапакиви, добытого в каменоломнях Финляндии.

Все стены собора с аттиками облицованы плитами серого и светло-серого рускеальского мрамора, добытого в каменоломнях Белой горы. Из рускеальского мрамора также вырезаны резные портики дверей. Мраморные плиты крепились к кирпичной кладке стен с помощью металлических скоб. Рускеальский мрамор также участвует в облицовке пола. Окончательная обработка мраморных изделий велась непосредственно на строительной площадке собора.

Нижняя часть стен и пилонов облицована «аспидным сланцем» Нигозерского месторождения под Кондопогой. Выше – использованы белые итальянские и светло-розовые тивдийские мраморы (пилястры и колонны). Под пилястрами – медальоны и доски из темно-зеленой соломенской брекчии. В стены вставлены плиты из генуэзского, сиенского и иного привозного мрамора разных цветов. Мозаичные полы собора облицованы плитами темно-серого и светло-серого рускеальского мрамора и других пород.

Источники:

  1. Бастарева Л. И., Сидорова В. И. Петропавловская крепость. Изд. 3-е. — Л.: Лениздат, 1978.
  2. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1975.
  3. Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга: Справочник. — СПб.: Паритет, 2004. — 400 с.
  4. Санкт-Петербург. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. — 688 с.