ДЕРЕВНЯ КОБО́НА Кировский район, Ленинградская область

Деревня расположена в северо-восточной части района на берегу Ладожского озера в устье реки Кобоны (Кобонки), в месте пересечения её со Староладожским и Новоладожским каналами, в 50 км к востоку от города Кировска и к северу от федеральной автодороги Р-21 «Кола». Через деревню проходит автодорога 41К-123 (Лаврово – Кобона – Сухое). Расстояние до административного центра поселения – д. Сухое – 13 км, до ближайшей железнодорожной станции Жихарево – 20 км.

Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года, как деревня Кобона на речке на Кобоне в Городенском погосте Ладожского уезда. В 1726 году через Кобону прошёл Староладожский канал. От леревни был пробит промежуточный выход в Ладожское озеро, поставлен шлюз и гавань. С тех пор устье реки Кобоны (Кобонки) называется Кобонским каналом. Судоходство по Староладожскому каналу было открыто в 1730 году, он вошёл в состав Вышневолоцкого водного пути.

В 1732 году Кобона стала владением создателя Ладожского канала, генерал-фельдмаршала графа Миниха, который выстроил здесь деревянный путевой дворец для императрицы Анны Иоанновны. Во время церемониальной поездки на открытие канала в мае 1732 года Анна Иоанновна отдыхала в Кобонском дворце.

В августе 1765 года в Кобоне побывала императрица Екатерина II, останавливалась она в каменном караульном доме, который сохранился до наших дней (сейчас в нём располагается база отдыха «Кобона»). В июне 1785 года при втором путешествии по Ладожскому каналу в Кобоне «стали суда к берегу», и государыня со свитой обедала.

В 1788 году во владение Кобоной вступил А.И. Мусин-Пушкин – государственный деятель, историк, собиратель российских древностей, открывший и издавший «Слово о полку Игореве».

В начале XIX века Староладожский канал обмелел и уже больше не подходил к остальным звеньям Мариинской водной системы. В 1866 году было начато рытье канала ближе к береговой линии Ладожского озера. Новый канал, также проходивший через Кобону, получил название Новоладожский. Как писали епархиальные ведомости: «Село Кобона находится… на Ладожском канале у речки Кобоны, в 150-ти саженях от Ладожского озера, на ровном болотистом месте». Судоходство по Староладожскому каналу продолжалось менее интенсивно, и было завершено только к 1940 году. Новоладожский канал судоходен для маломерного флота до настоящего времени.

Население на 1 января 2017 – 97 человек.

 

Достопримечательности:

Объекты культурного наследия федерального значения

  • Памятник-стела на «Дороге жизни», установленная в 1964 году, арх. М.Н. Мейсель, А.А. Яковлев. Через Кобону проходила знаменитая Дорога жизни, по которой шла эвакуация населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления, вооружение и боеприпасы. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава – по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева. Первая колонна из 60 машин с продовольствием ушла из Кобоны по льду Ладожского озера в блокированный Ленинград 23 ноября 1941 года. Зимой 1941–1942 года в Ленинград через Кобону было перевезено более 360 тысяч тонн грузов, главным образом продовольствия и боеприпасов, а из Ленинграда было эвакуировано около полумиллиона человек. Летом 1942 года был создан Кобоно-Кареджский порт. К северу от Кобоны было построено восемь пирсов длиной по полкилометра. Сюда подвели временную железнодорожную линию, связывающую Ладожское озеро со станцией Войбокало. От Осиновца до Кобоны работала паромная переправа для транспортировки паровозов и железнодорожных вагонов. По дну Ладожского озера были проложены трубопровод для горючего и подземный кабель для передачи в Ленинград электроэнергии Волховской ГЭС. Зимой 1942–1943 года от Кобоны до Осиновца снова стала действовать автомобильная дорога по льду Ладожского озера.

Объекты культурного наследия регионального значения

  • Школа, в которой учился с 1908 по 1913 гг. Прокофьев Александр Андреевич, советский поэт д. Кобона, ул. Исаковская, у дома 2
  • Памятный знак на месте дома, в котором родился и жил 1900 по 1913 гг. советский поэт Прокофьев Александр Андреевич. На табличке, стоящей под березами, высечены его строки:

«Почти над самым плесом,

Почти что над волной

Шумят-шумят березы,

посаженные мной.»

  • Могила Прокофьева Андрея Прокофьевича (1873–1924), отца поэта, активного участника социалистического строительства.
  • Братское захоронение советских воинов и ленинградцев, погибших в 1941–1943 гг. в 25 км северо-западнее ст Войбокало, на побережье Ладоги; на гражданском кладбище, на восточной стороне кладбища
  • Братское захоронение воинов-пограничников, погибших в 1941–1943 гг. в 25 км северо-западнее ст. Войбокало, на побережье Ладоги; на гражданском кладбище, на центральном участке кладбища

Выявленные объекты культурного наследия:

  • Церковь-маяк Святого Николая Чудотворца (Никольская церковь). До пожара 1815 года в Кобоне была деревянная пятиглавая, с деревянной колокольней церковь во имя Святого Николая, с приделами Петра и Павла. В 1821 году была выстроена новая, каменная церковь во имя Святого Николая, с приделами Петра и Павла и Параскевы Пятницы. В 1861 году, когда церковь обветшала и стала тесной, были сняты боковые приделы, а вся церковь была перестроена по проекту архитектора М.А. Щурупова. Уникальность церкви заключается в том, что это церковь-маяк. В XIX веке в крест на колокольне были вмонтированы хрустальные шарики. В них отражалось солнце, и это служило ориентиром для рыбаков. В 1930-е годы с Никольской церкви были сняты колокола, 1 ноября 1937 года арестовали настоятеля протоиерея Иакова Чулкова (расстрелян 14 декабря), а в 1938 году церковь окончательно закрыли и переоборудовали под склад. Во время Великой Отечественной войны использовалась как временное пристанище для эвакуированных жителей блокадного Ленинграда. После войны не реконструировалась и постепенно обветшала. В 1998 году была официально возвращена церковной общине. С 2000 года действует как подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. Полностью восстановлена к 2003 году, в том числе и на деньги кобонцев.
  • Староладожский и Новоладожский канал (бывший канал Александра II) общая протяженность – 110 км, водосброс, шандорный мост, караулка, мост гранитный щитовой северный водоспуск, здание бывшего караульного помещения Ладожского канального батальона; гранитный щитовой мост (северный водоспуск).

Памятное место

  • Музей «Дорога жизни» и музей поэта Александра Прокофьева в двухэтажном деревянном доме бывшей школы. 14 мая 2010 года сгорел вместе со всеми экспонатами, сохранились лишь каменная цокольная часть здания и крыльцо из путиловского известняка со стороны лицевого фасада. К сентябрю 2015 года здание было полностью восстановлено по чертежам оригинала. В отремонтированном здании открылась постоянно действующая выставка, посвященная Дороге жизни.

 

Источники:

  1. Выявленные объекты культурного наследия / Комитет по культуре Ленинградской области / http://old.culture.lenobl.ru/departament
  2. Список объектов культурного наследия регионального значения Ленинградской области / Комитет по культуре Ленинградской области / http://old.culture.lenobl.ru/departament
  3. Список объектов культурного наследия федерального значения / Комитет по культуре Ленинградской области / http://old.culture.lenobl.ru/departament
  4. Численность населения Суховского СП на 1 января 2017 года