Проект Радиогеография, запущенный под эгидой РГО, стартовал с геологии и продолжился дендрохронологией.

размещено в: Комиссии, Новости | 0

На Новом Радио Вологда уже второй месяц проходит викторина Вологодского отделения Русского географического общества. Четыре недели апреля слушатели пытались ответить на замысловатые вопросы ведущего Александра Алпатова о геологическом прошлом Вологодчины.

Программа была разделена на четыре блока: общая геология Вологодчины, геологические памятники природы Вологодчины, ископаемые организмы в геологической истории Вологодчины, полезные ископаемые Вологодчины.

В каждом из блоков присутствовали вопросы по Южному Прионежью и бассейну Сухоны и Северной Двины. И это не случайно.

Андома-гора.

Прионежье: самые древние породы региона

Так, в Прионежье из-под ледниковых наносов обнажаются самые древние породы Вологодчины – образовавшиеся в позднедевонскую эпоху, 385-360 миллионов лет назад. Они выходят на земную поверхность на Андомской горе на берегу Онежского озера. Это красноцветные пески и песчаники, содержащие остатки кистеперых и панцирных рыб, а также стволы девонских деревьев с пустотами, заполненными кристаллическим кальцитом.

Следующий период в истории Земли – каменноугольный (360-300 миллионов лет назад) – оставил в Вытегорском районе мощные накопления известняков с  многочисленными окаменелостями древних организмов: брахиопод, кораллов, реже моллюсков и морских лилий. Этот район – самый богатый полезными ископаемыми в области. В его недрах содержится около 30 процентов их потенциальной ценности региона. Наиболее важными являются флюсовые известняки Белоручейского месторождения, которые используются Северсталью в доменном производстве.

Брахиоподы. 

В известняках Прионежья особо развиты карстовые явления, главную роль среди которых играет химический процесс растворения. Полоса интенсивно закарстованных пород протягивается от устья речки Саменжи до посёлка Белый Ручей и далее к озеру Ильинскому. Подземный карст развит в виде каверн размером до 50 мм, а также полостей от 15 см до 4 м. Скорость карстового растворения оценивается от 8 до 18 миллиметров за 1 тысячу лет. Особо выделяются исчезающие озера и подземные реки. На водоразделе Онежского и Белого озер располагается несколько десятков периодически исчезающих озер, из которых крупнейшими являются Шимозеро, Куштозеро, Лухтозеро, Качозеро. В дне этих озер существуют карстовые воронки, или пучины, глубина которых в несколько раз превышает среднюю глубину водоемов и составляет 10-20 м.

Ярким примером исчезающего водотока является река Ужла. Русло реки исчезает на расстоянии около 13 км от устья в трех близко расположенных друг от друга воронках-понорах. Далее, на протяжении  полутора километров мы наблюдаем сухую долину с U-образным поперечным профилем и крутизной склонов 40-60°. Днище и нижние части склонов испещрены  мелкими карстовыми воронками диаметром 1-3 м. Долина завершается циркообразным провалом шириной около 100 м, глубиной до 30 м. Снова на дневную поверхность Ужла выходит в 8 км юго-западнее места своего исчезновения, где из блюдцеобразной воронки-воклюза вытекает поток шириной около 20 м.

Валун “Пирамида”.

К уникальным объектам Прионежья относится гранитный валун «Пирамида» весом 1,7 тысяч тонн, который оставил последний, осташковский, ледник, 12 тысяч лет назад. «Пирамида» претендует на звание крупнейшего валуна осташковского оледенения не только в Вологодской области, но и в целом на Северо-Западе России.

Бассейн Сухоны и Северной Двины: мировые геологические тайны

Обрывистые берега Сухоны, Юга и Северной Двины скрывают мировые геологические тайны. Именно после их посещения в далёком 1840 году известный геолог шотландец Родерик Мурчисон предложил выделить пермский геологический период, а профессор Владимир Амалицкий на рубеже ХIХ и ХХ веков открыл для науки огромный и разнообразный животный мир. В ранее считавшихся «немыми», «мёртвыми» и «безжизненными» породах он нашёл поразившие весь мир остатки ископаемых звероящеров – предполагаемых предков млекопитающих.

Геологическое обнажение Мяколица со следами звероящеров. 

Амалицкий доказал общность развития в пермском периоде наземного органического мира южных и северных материков. Большинство из его находок находится сейчас в Палеонтологическом музее Академии наук. В 2006 году Стратиграфический комитет России подтвердил научную ценность обнажений Сухоны, Юга и Северной Двины, выделив в составе пермского периода северодвинский век. Необычность и разнообразие отложений, вскрываемых Сухоной и Северной Двиной, позволяет создать в этой зоне федеральный геопарк или особо охраняемую территорию ЮНЕСКО.

Сухона обладает и геологически более свежие тайны. Например, исторический ледниковый валун «Лось», лежащий в русле Сухоны между Тотьмой и Великим Устюгом, на котором, по преданию обедал Пётр Первый.

С востоком области связаны удивительные факты биографии советского писателя-фантаста, учёного-палеонтолога Ивана Ефремова. В 1927 году Иван Антонович возглавлял палеонтологическую экспедицию на Шарженьгу – приток реки Юг в Никольском районе. Он проводил раскопки и привёз изумительную по сохранности коллекцию черепов раннетриасовых земноводных-лабиринтодонтов. С тех пор и до настоящего времени триасовые местонахождения приносят массу новых материалов. Они стали классическим объектом палеонтологических исследований.

Валерий Чернышов, геолог, председатель комиссии Палеогеография Вологодского отделения Русского географического общества.