Автор и ведущий «Литературной минералогии» Валерий Чернышов – геолог, преподаватель Вологодского госуниверситета, член Вологодского отделения Русского географического общества, руководитель комиссии “Палеогеография” начал шестой год проекта с беседы о первоистоках геологических исследований на Вологодчине.
Необычным было утверждение о том, что первыми «геологами» в регионе было население Нижней Сухоны, изготавливавшие каменные орудия из кремня более двадцати пяти тысяч лет назад. Источником материала вполне могли быть залежи кремней, встречающиеся и поныне в береговых обрывах в окрестностях Нюксеницы.
Геология как наука начала формироваться лишь в XVII веке новой эры. Но разве можно отнести к ненаучным опыты неизвестных исследователей, обосновавших ещё в XIII-XIV веках возможность получения пищевой соли из соляных источников по берегах реки Ковды в районе нынешней Тотьмы? Вскоре наши предки изобрели оригинальный способ сооружения «рассолоподъёмных труб» – по сути, скважин – глубиной до ста метров, вокруг которых располагались многочисленные варницы соли.
Вторым интересным фактом деятельности средневековых вологодских рудознатцев является разработка на западе области болотных и озерных железных руд. Обилие этих руд, относительно лёгкий способ их добычи наряду с необъятными лесами, удобством водных и сухопутных путей привели к формированию в XVI-XVIII веках на Устюжне важнейшего металлургического центра Российского государства, Железного Поля.
Одним из первых учёных людей, посетивших Вологодчину, был Н. Я. Озерецковский, изучавший в конце XVIII века красноцветные песчаники Андомской горы на побережье Онежского озера. До сих пор геологов и любителей привлекают остатки кистеперых и панцирных рыб – первых из морских животных, вышедших на сушу в девонском периоде около 400 миллионов лет назад.
Российская геология развивалась не быстро, и в 1840 году Николай I пригласил для изучения геологического строения европейской части страны шотландского геолога Родерика Мурчисона. К тому времени Р. Мурчисон был уже знаменитым исследователем, выделившим на Британских островах кембрийскую, силурийскую и девонскую системы. Р. Мурчисон предпринял Северную экспедицию по маршруту Вытегра – Архангельск – Великий Устюг – Вологда – Череповец – Ярославль. В ходе плавания по Северной Двине и Сухоне учёного заинтересовали неизвестные ему тонко переслаивающиеся пестроцветные отложения. После посещения Приуралья, где он также обнаружил удивительные геологические «пейзажи», Мурчисон предложил назвать время их образования 300-250 миллионов лет назад пермским периодом. С таким же успехом он мог бы назвать этот период вологодским, северодвинским или котласским, но ему разрезы в Приуралье, вероятно, показались более выразительными…
Именно здесь, на берегах Сухоны и Северной Двины, геолог Владимир Амалицкий на рубеже ХIХ и ХХ веков открыл для науки огромный и разнообразный животный мир. В ранее считавшихся «немыми», «мёртвыми» и «безжизненными» породах он нашёл поразившие весь мир остатки ископаемых звероящеров – предполагаемых предков млекопитающих. Амалицкий доказал общность развития наземного органического мира южных и северных материков в эпоху перми. Большинство из его находок находится сейчас в Палеонтологическом музее Академии наук.
В 20-х годах ХХ века на речке Шарженьге в Никольском районе проводил палеонтологические работы будущий известный советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, философ-космист и общественный мыслитель, показавший в своих книгах как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества, Иван Ефремов. Здесь он изучал крупнейшее обиталище земноводных далёкого триасового периода.
На встрече слушатели также познакомились с результатами исследований геологов довоенного периода: Б.К. Поленова, Л.И. Лутугина, М.Б. Едемского, К.А. Садокова.
Следующие встречи будут посвящены исследованиям недр Вологодчины в послевоенный советский период и в настоящее время.