Череповчанин Сергей Лушкин, капитан второго ранга в отставке, член РГО создает модели парусных кораблей Вологодской губернии XVIII века.

размещено в: Новости | 0

28 июля – День военно-морского флота, а 21 июля 1810 года было открыто судоходство по Мариинской водной системе, названной в честь императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I, матери императора Александра I, которая выделила на строительство водного пути значительные средства. В 1964 году Мариинская водная система официально превратилась в Волго-Балтийский водный путь.

Сергей Лушкин из Череповца – пенсионер. Он морской офицер, капитан второго ранга в отставке, член Русского географического общества. Его большое увлечение – судомоделирование. К Мариинской водной системе у него особое отношение. Его дед – Александр Лушкин, был старшим судовым механиком в пароходстве Милютина. Похоже, любовь к морю и вологодским кораблям передалась внуку по наследству.

Эксперт по миниатюрам отдает свое предпочтение моделям русских парусных кораблей Вологодской губернии первой половины XVIII века. Это, как правило, небольшие парусные суда – военные, торговые и промысловые: кочи, лодьи, карбасы, новгородские бусы, ушкуи, шитики, архангельские гукоры, пинки…

Вологодчина славилась корабелами. По указу Петра наших мастеров отправляли в Петербург, Архангельск, Воронеж на строительство кораблей. 70 процентов мастеров на кораблестроительных верфях в то время были выходцами из Вологодской губернии.

Неудивительно то, что в начале XVIII века названия городов Вологодской губернии и местных святых носили более 20 кораблей. В честь Поморья, к примеру, названы всего два корабля. В честь Вологодчины – пинки «Вологда» и «Великий Устюг», фрегат «Феодосий Тотемский», три галеры «Шексна», галеры «Чагодоща», «Устюжна», галиоты «Вологда» и «Тотьма».

При этом, по словам Сергея Лушкина, в целом у российских судомоделистов, можно сказать, нет интереса к российскому флоту. Большинство мастеров изготавливает модели иностранных судов. Череповчанин трудится над своими шедеврами прямо в квартире.

Он родился и вырос я в Череповце. Окончил военно-морское училище подводного плавания в Ленинграде. Служил на Дальнем Востоке на подводных лодках. В 1991 году вышел в запас и вернулся в родной город. Когда служил на флоте, видел, как коллеги делали несложные модели. Тоже заинтересовался и со временем увлекся.

Процесс изготовления каждого экземпляра длительный. Работа ручная, тысячи деталей. Много времени уходит на разработку модели, поиски старинных чертежей.

– Я делаю точную реконструкцию, поэтому информацию собираю по крупинкам. В российских архивах почти невозможно найти подробную и достоверную информацию о тех судах, что я делаю. Сотрудничаю с госархивом флота, военно-морским музеем в Санкт-Петербурге. Чтобы найти чертежи пинка «Вологда», я делал запрос в британский музей в Гринвиче и в музей Амстердама. Только там мне смогли помочь, – поделился собеседник.

Основной материал – дерево. Самшит, мореный дуб, дуб, яблоня, груша. Из металлов – медь, латунь и сталь. Паруса – из тонированной бязи. Для имитации стекол в окнах – слюда. Работы Сергея Лушкина выставлялись в музеях Череповца, Вологды, Тотьмы, Кириллова, Переславля-Залесского. Уникальный проект поддержало и Вологодское отделение РГО.

– Переписываюсь с английскими моделистами. Историческое моделирование в Англии очень популярно и широко распространено. Материалы, достоверные чертежи и информация о кораблях там гораздо доступнее, чем в России. Британские друзья часто помогают мне в поиске чертежей. Жаль, что в нашей стране судомоделизм не развит, модели кораблей воспринимают больше как игрушки. А ведь это наша история, – резюмировал мастер.

Екатерина Старостина по материалам cherinfo.ru. Фото: Сергей Лушкин, Сергей Прокудин-Горский, cherinfo.ru