Торжественное закрытие выставки “Красота вернулась. Львы”, посвященной 25-летию работы мастерской росписи по дереву, состоялось в Харовском историко-художественном музее.

размещено в: Музеи, Новости | 0

На выставке были представлены работы, которые выполнены в технике свободно-кистевой харовской росписи (такое название она получила уже в наши дни) художницей Галиной Петровой и ее учениками разных лет.

В рамках мероприятия прошли: творческая встреча с авторами работ, мастер-классы для взрослых и детей, презентация этнографической сказки про расписного льва – одного из самых интересных символов промысла.

Самый поздний экспедиционный образец росписи датируется 1914 годом.

Сбор и изучение материала о росписи, бытовавшей на территории современного Харовского района, Галина Анатольевна начала в 1993 году (в то время она работала в Доме ремесел). Уже в 1994 году к ней на занятия пришли школьники. В 2009 году она набрала первую группу взрослых учеников. В 2010 году на базе детского сада № 4 и для его воспитанников создали детскую студию росписи «Жаворонушки». В 2012 году образовалась творческая группа, состоящая из Галины Петровой и ее учеников – Инны Зуевой и Лидии Петровой. В 2014-2018 годах занятия по росписи проходили в Харовском историко-художественном музее.

Среди последователей художницы есть мальчики и мужчины. Ведь раньше интерьеры и предметы быта украшали именно они, переходя из деревни в деревню (традиционно это отхожий промысел). Но в современности за кисти и краски чаще берутся девочки и женщины.

Домовая роспись являлась признаком достатка. Так зажиточные крестьяне пытались подражать высшим сословиям, да и сама грубоватая обстановка деревенского дома требовали дополнительных ярких штрихов. Также украшали и сани, и заборки (перегородки), и, конечно, игрушки.

Суть свободно-кистевых росписей кроется в самом названии – они действительно свободны, естественны и многолики. Наносятся без предварительного рисунка. Краска в чистом виде не используется, на кончик кисти всегда берется белый или бледно-желтый, чтобы получалась так называемая оживка.

Типичная цветовая гамма – зеленый или темно-красный фон изделия и коричнево-красные, охристые, голубые цветы. Цветочный орнамент (мотив цветущего куста, который ассоциируется с древом жизни) является основным, часто встречающимся.

Роза символизирует процветание и красоту, тюльпан («котел») – богатство и благополучие. Виноград означает веселье. Птица – знак счастливой жизни. Лев, пришедший с востока и плохо представляемый северными мастерами, – это оберег, охраняющий дом и его хозяев. Часто напоминает собаку, при этом имеет улыбчивое человеческое лицо. Это один из самых интересных образов росписи. Птицы и львы обычно предстают солнечными – выполняются ярко-желтой краской.  Также в экспедициях были обнаружены изображения человечков (символ радушия) и самовара (символ гостеприимства и достатка).

Галина Петрова – мастер народных художественных промыслов Вологодской области. Ее имя занесено в Книгу Славы Вологодской области. Автор брошюр «Львы в росписи Харовского района» и «Настенные росписи харовских храмов». Победитель и призер профильных конкурсов, в том числе и всероссийского уровня.

Текст, фото: Екатерина Старостина.