ОНЕЖСКО-БЕЛОМОРСКИЙ ВОДНО-ВОЛОКОВЫЙ ПУТЬ Медвежьегорский, Сегежский, Беломорский районы, Республика Карелия

размещено в: Вместе по Русскому Северу 2018 | 0

ОНЕЖСКО-БЕЛОМОРСКИЙ ВОДНО-ВОЛОКОВЫЙ ПУТЬ

Медвежьегорский, Сегежский, Беломорский районы, Республика Карелия

Древний путь по водным путям и водораздельным волокам, соединявшим многочисленные реки и озера между Онежским озером и Белым морем.

Освоение водораздела между Онежским озером (Балтийским морем, Атлантическим океаном) и Белым морем (Северным Ледовитым океаном) началось в процессе  формирования рек, озер и лесных ландшафтов после таянии последнего ледника. В русле и на островах реки Нижний Выг, на берегах озер Выгозеро, Воицкое, в устье реки Повенчанки выявлены памятники археологии: стоянки, наскальные изображения, могильники, предметы эпохи мезолита, неолита, энеолита, бронзового и раннего железного века (VII-I тыс. до н.э.).

До XII – XIII вв. основным населением здесь были саамы и карелы. Заселение водного пути славянами шло из района Ладоги (753 г.) и Великого Новгорода (859 г.). Первые новгородские поселения появились на побережье Белого моря в X–XII вв. Постепенно новгородские острожки и зимовья XII века превратились в постоянные поселения на всех торговых путях (Белов, 1956). В это время упоминаются Выговский погост, Лопские поселения. Главным фактором, способствовавшим освоению Белого и Баренцева морей жителями прибрежных районов, стало богатство акваторий промысловыми видами рыб и животных.

С конца XV в., после вхождения Новгородских владений в состав Московского государства, начались регулярные торговые плавания в Западную Европу через Белое и Баренцево моря. В 1420—1430-х гг. был основан Соловецкий монастырь. Вместе с другими землями Новгородской республики Выговский и Лопские погосты в 1478 г. вошли в состав Русского централизованного государства.

В XVI в. Онежско-Беломорский путь был хорошо известен русским, иноземным купцам и богомольцам. Сохранилось описание маршрутов и расстояний этого водного пути английскими купцами Томасом Соусзэмом и Джоном Спарком, которые в 1566 г. за 8 дней проплыли из селения Сороки до Повенца.

«Смутное время» характеризовалось падением торговли, дорога к Белому морю, в том числе система волоков, сохраняла лишь местное значение. В XVII в. водный путь осваивали старообрядцы. В 1695 г. беглые крестьяне и участники Соловецкого восстания основали Выгорецкий монастырь «Выговскую пустынь». Монастырь был расположен на реке верхний (южный) Выг, но отдельные его скиты располагались и на берегах Выгозера.

В петровскую эпоху древний водно-сухопутный путь, соединяющий Повенец с Поморьем, был достаточно известен, но использовался нерегулярно, в основном паломниками (богомольцами), идущими на Соловки, а также местными жителями. В 1702 г. Петр I кратчайшим путем прошел по водоразделу от Нюхчи до Повенца (по «Осударевой дороге»), а затем по Онежскому и Ладожскому озерам к шведским крепостям, отвоевав исконно русские земли и получив выход в Балтику. В дальнейшем эта дорога также использовалась как торговый путь

Проекты строительства канала на историческом Онежско-Беломорском пути неоднократно появлялись в XVII – ХХ вв. Сохранились сведения о проекте «…о средствах доставлять живую рыбу в Дмитровские пруды водою» путем соединения Белого моря с Волгой по реке Онеге, озерам Лаче и Воже, прорываемому каналу — в Белое озеро и далее по реке Шексне», поданном 1667 — 1668 годах Моложанинов Петр Елисеевич был воеводой г. Белозерска и начальником «государства рыбного двора, белозерских и пошехонских рыбных ловель», доставлявший живую рыбу к царскому столу в Москве. По скудности средств и грандиозности задуманного этот проект не получил своего логического завершения и «государева повеления»

Но только в 1933 г. был построен и открыт для навигации Беломорско-Балтийский канал, соединивший Онежское озеро с Балтийским морем и обеспечивший проход морских кораблей к Северному Ледовитому океану от Балтийского, а также от Каспийского (по Волго-Балтийскому каналу) морей.

 

Источники информации:

  1. Макаров Н.А. Русский Север: таинственное средневековье. – М. 1993, 140 с.
  2. Макаров Н.А. Население Русского Севера в Х1-ХШвв.М, Наука 1990г. 139 с
  3. Макаров Н.А. Волоки Европейского Севера России. Археологические памятники на путях средневековой колонизации // Материалы по археологии России, Вып.1, М.,1996. – с.46-67.
  4. Путешествие по России и Персии Энтони Дженкинсона и других англичан, с отчетом о сношениях англичан с Россией и Центральной Азией через Каспийское море». Лондон, 1886 год // Олонецкие губернские ведомости. – №23. 1887г., с.
  5. Шидловский, А. Ф. Онего-Беломорский водный путь. Его государственное и экономическое значение. – Пг. : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1915. – 18 с.

 

 

ПЕРВОЕ ПИСЬМЕННОЕ ОПИСАНИЕ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ВОДНОГО ПУТИ

По: «Путешествие по России и Персии Энтони Дженкинсона и других англичан, с отчетом о сношениях англичан с Россией и Центральной Азией через Каспийское море». Лондон, 1886 год.  (Олонецкие губернские ведомости, 1887г., №23)

 

В 1566 году англичане Томас Соусзэм и Джон Спарк приплыли из Холмогор в Сороки. Здесь  они взяли три лодки с 12-ю гребцами и с товаром направились 3-го августа вверх по реке Выг:

1 день, 8 верст

« В этот день мы прошли 7 верст и остановились на ночлег у острова; на пути, в 4-х верстах от Сорок, в скалистом пороге падение воды так сильно, как будто бы она падала прямо с высокой горы; на месте мы были вынуждены выгружать кладь из лодок и нести берегом целую версту, после чего таким же образом перетаскивали и наши лодки; все это происходило с помощью живших там людей, монастырских арендаторов.

2 день, 7 верст

Выехали с острова утром до восхода солнца и, проплывя на веслах 5 верст, пришли к месту, где опять должны были разгружать лодки и тащить по земле три версты, так что в этот день мы прошли только 7 верст и пристали на ночь в селение Слободу,

3 день, 30 верст

 откуда 5 августа с восходом солнца отправились в деревню Паранду, лежащую в 30-ти верстах от Слободы и прибыли туда в 6 ч. вечера.

4 день, 11 верст

6-го августа в 6 ч. утра выехали из Паранды и ехали целый день, в продолжение которого пришлось два раза перетаскивать 9 лодки; таким образом, проехав за целый день только 11 верст, мы добрались до деревни Воицкая, где и остались ночевать.

5 день, 25 верст

Из Воицкой выехали мы 7-го августа в 4 ч. утра и, проплыв целый день на веслах, остановились на ночлег в селении Койкиницах, в 25-ти верстах от предыдущего ночлега; здесь мы наняли лодки и людей, чтобы продолжить путь. Данный нам в проводники Соловецкими монахами человек нанял лодки и людей, записал их имена и поручил им доставить в город Повенец, после чего отправился в обратный путь, не приняв от нас никакого вознаграждения за труды, согласно данному ему монахами при отъезде из монастыря наставления.

6 день, 60 верст

Выехав 8 августа из Койкиниц с восходом солнца, мы сделали в этот день на веслах по озеру Выг 60 верст и прибыли к вечеру в деревню Телекина. Местные жители сообщили нам, что пройденное нам озеро имеет столько островов, сколько дней в году.

7 день, 16 верст

 Из Телекина вышли 9 августа в 5 ч. утра и вошли в речку, соединяющую Конм и Маткоозеро. Сделав в течение дня 13 верст, в одном месте мы вынуждены были три версты перетаскивать лодки по земле и переносить кладь на руках; к вечеру прибыли в село Орех -на -мели, где и ночевали.

8 день, 27 верст

Поднялись мы с ночлега 10 августа в 5 ч. утра и, сделав на веслах 20 верст, пришли к месту, где река кончается; здесь мы выгрузили товар и послали за лошадьми в г.Повенец, лежащий в 7 верстах; лошади вскоре прибыли, и мы, уложив нашу кладь, к 6 ч. вечера приехали благополучно в г.Повенец».

 

Таким образом, весь водно-волоковый путь протяженностью 144 верст от Белого моря (село Сороки) до Онежского озера (город Повенец) занял 8 суток с 3 по 10 августа. Описывая свой путь, англичане обращают внимание на трудности преодоления реки Нижний Выг против течения с грузом, отмечают, что при перевозке клади между Повенцом и Сороками по причине порогов необходимо часто перетаскивать и перевозить грузы по суше на общее расстояние около 19 верст, поэтому советуют направлять товар из Повенца зимним путем в Посад на санях, так как летом, за неимением водного пути, движения не бывает. Они прибавляют, что в Повенце имеется складов по крайней мере на 10 кораблей, а по отзыву русских, для перевозки клади зимним путем можно располагать 2000 подводами. Эти подводы ежегодно отправляются порожняком в Сумский Посад за солью, которую сбывают на новгородском рынке и в других местах.