Соединяет: Белое и Балтийское моря (через Онежское оз., р.Свирь, Ладожское оз. и р.Неву); Белое и Каспийское моря (через Онежское оз., Волго-Балтийский канал и р. Волгу). Начинается у пгт Повенец (Повенецкая губа Онежского озера), заканчивается у г. Беломорска (Сорокская губа Белого моря).
Длина канала 227 км, в т.ч.48 км проходят по искусственным каналам, 179 км – по озерам и рекам. Сооружения канала включают 128 объектов, в т.ч.: 19 шлюзов (13 двухкамерных и 6 однокамерных), 15 плотин, 19 водоспусков, 51 дамбу, 36 искусственных канала, Выгский каскад ГЭС (Ондская ГЭС, Палокоргская ГЭС, Маткожненская ГЭС, Выгостровская ГЭС, Беломорская ГЭС).
-
Шлюз — это гидротехническое сооружение на судоходных водных путях, которое обеспечивает переход судов между водными бассейна с различными уровнями воды в них. С двух сторон шлюз ограничен затворами или воротами, между которыми располагается герметичная камера с регулируемым уровнем воды. Шлюзы ББК обеспечивают подъем и спуск судов между Онежским озером (уровень – 33 м БС) водоразделом (102 м) и Белым морем (0 м БС).
Шлюзы №№ 1 – 7 образуют «Повенчанскую лестницу» на южном Балтийском склоне канала. Ее длина около 10 км, подъем на высоту 69 м.
Канал между шлюзами №№ 7 – 8 является водораздельным, его длина 22 км.
Шлюзы №№ 8 – 19 находятся на северном Беломорском склоне канала, длина которого около 190 км, спуск на 102 м.
Шлюзы №№ 17 – 19 образуют Шиженскую лестницу в дельте реки Нижний Выг на рукаве Шижня.
Беломорско-Балтийский канал проходит через крупные озёра: Маткоозеро (между шлюзами №№ 8 и 9), Выгозеро (между шлюзами №№ 9 и 10), Воицкое озеро (между шлюзами №№ 10 и 11), Палагорка (между шлюзами №№ 11 и 12), Маткожня (между шлюзами №№ 13 и 14);.
На берегах канала расположены населённые пункты: пгт Повенец, город Сегежа, пгт Надвоицы, поселок Сосновец, город Беломорск.
Путь, по которому проходит канал, был известен с XVI – XVII вв., здесь проходила дорога паломников к святыням Соловецкого монастыря.
Строился канал силами более 100 тысяч заключенных. Был открыт в 1933 г.
В годы Великой Отечественной войны советские войска взорвали шлюз № 7 Повенчанской лестницы, пос.Повенец при этом был разрушен. Канал стал линией фронта — нейтральной полосой. В районе шлюзов №№ 1 – 7 ББК шли ожесточенные бои. Финские войска остановились на линии канала (на его западном берегу) и занимали эти позиции до июня 1944 г.
Канал был вновь открыт для навигации в июле 1946 г. Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию Волго-Балтийского водного пути в 1964 г. В 1970-х гг. после реконструкции канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.
Достопримечательности:
- историко-культурный комплекс «Беломорско-Балтийский канал», который представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилых и административных зданий, памятных мест строительства канала;
- памятники и мемориалы заключённым, погибшим при строительстве канала;
- памятники и мемориалы, погибшим в годы Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной войн;
- памятники археологии мезолита, неолита, энеолита, бронзового и раннего железного века VII-I тыс. до н.э., в т.ч. беломорские петроглифы.
Источники информации:
- Беломорско-Балтийский Канал имени Сталина: История строительства 1931—1934 гг. / Под ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. — Воспроизведение издания 1934 г. — Б.м.: Б.и., 1998. — 616 с.
- Гнетнев К. В. Беломорско-Балтийский канал, 1933—2003. — Петрозаводск: ПетроПресс, 2003. — 225 с.
- ФБУ “Администрация “Беломорканал” // http://bbkanal.ru/
- Круизное информационное агентство // http://cruiseinform.ru/
- Видеоролик Как работает шлюз https://www.youtube.com/watch?v=Ffxc-oqXcFI
- Видеоролик «Беломорско-Балтийский канал» https://vk.com/video-41206068_456239017
Шлюзы 4-6 ББК. Повенчанская лестница. Фото М.Ю.Кашин, 2018
19 шлюз ББК, выход в Белое море. Фото М.Ю.Кашин, 2018