5. “ОСУДАРЕВА ДОРОГА” Медвежьегорский, Сегежский. Беломорский районы Республики Карелия

Водно-волоковый путь от Белого моря до Онежского озера, который был проложен и пройден в 1702 г. войском Петра 1 и крестьянами Русского Севера. Дорога сыграла исключительную роль в военно-политической истории России.

Маршрут проходил по болотам, озерам и рекам через водораздел между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами от села и реки Нюхча через озеро Пулозеро, Петров ям, деревни  Тайгинцы и Важмосалма, реки Верхний Выг, Машозерка и Мурома к Выгозеру, Выгозерскому яму, деревне Телекина при озере Телекине, к Волозеру, реке Повенчанка и поселку Повенец. Протяженность около 170 верст.

К началу царствования Петра 1 Россия оставалась отрезанной от Балтийского моря и проходящих через него торговых путей с государствами Европы. Борьба за морские побережья Балтийского моря превратилась в лейтмотив всей внешнеполитической деятельности царя.

В 1702 году тридцатилетний Петр с Преображенским и Семеновским полками, со всей свитой и малолетним наследником, прошел лесами и болотами по устроенной солдатами и крестьянами водно-волоковой дороге от Белого моря (Нюхчи) до Онежского озера (Повенца) за восемь дней. Путь сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран Северной Европы. В результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, взяв Нотебург на Ладоге, обеспечив тем самым России возврат берегов Невы и выход к Балтийскому побережью.

Строительство Осударевой дороги содержалось в строжайшем секрете. Судя по датировке писем государю, построили дорогу также очень быстро – за пару недель. Вероятно, к середине лета 1702 года не только противники (шведы), но и ближнее окружение царя, исключая Ф.А.Головина, А.Д.Меншикова, а также урядников Преображенского полка М.И.Щепотева и И.К.Муханова – непосредственных исполнителей “царева замысла”, не догадывались об истинных намерениях, связанных с организацией военно-транспортной операции по переброске войск и транспортировке посуху двух фрегатов от Белого моря к Онежскому озеру.

Наказ на строительство дороги был дан 8 июня 1702-года. Михаилу Щепотеву, сержанту бомбардирской роты Преображенского полка, поручалось провести “опись проведывания ближайшего пути”.  В начале восемнадцатого века еще не существовало единых картографических представлений, использовались даже разные верстовые понятия. Так, Петр в одном из писем из Архангельска пишет, что вся дорога — это 120 верст, а позднее князь Долгорукий сообщает: “сухим путем близко 200 верст”.

В результате современных ландшафтных и археологических исследований утвердились в том, что расстояние составляло 174 версты, что в переводе на современную метрическую систему — чуть более 264 километров!

В первых числах июля около пяти тысяч мужиков из Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера и Повенца царским именем согнали к местам работ. Чуть позже к ним присоединились крестьяне Соловецкого монастыря, выговские общинники и “работный люд” волостей Выгозерского погоста.

Примерно 7,2 миллионов кубических метров земляных работ выполнялось вручную с использованием только подвод, кирок, ломов, лопат и воротов. Дорожные работы велись круглосуточно, в три-четыре смены. Разрезая июльские и августовские ночи светом смолистых факелов, подневольный люд рубил просеки в ельниках и сосновых борах, выкорчевывал пни, откатывал с помощью воротов валуны к краю полотна трассы.  14 июля Щепотев и Муханов сообщают Петру в Архангельск: “…а дорога вся в отделке”. На Онеге собрали — 85 кораблей. Михаил Щепотев, 5 августа 1702 пишет “Известную тебе Государь, …- по указу твоему, послал я для очистки дорожной и тое дорогу делаю от Нюхоцкой Волости и сделана до Ветренной горы 30 верст, – и далее,- … Государь, дорога и пристань и подводы и суды на Онеге готовы…”.

Это сообщние послужило сигналом для Петра начать уникальную военно-стратегическую акцию. Через несколько дней марша в районе Выгозера любимец М.Щепотев вновь удивляет царя, предлагая “нетрадиционный” способ форсирования сначала пролива озера Боброво (60 саженей), а затем реки Южный Выг (120 саженей) с помощью понтонных мостов.

Факт постройки “осударевой дороги” за две неполные недели не имеет аналогов в мировой истории инженерно-дорожного строительства. 8000 человек прошли с Петром от Белого моря до Онежского озера за неделю. Пять батальонов лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков — более четырех тысяч солдат! И столько же челяди (представители духовного синклита, иностранные послы, дипломатический корпус). Эти факты подтверждаются эпистолярными источниками. Из Нюхчи Петр писал своему союзнику в войне против Швеции, королю Польши Августу II 17 августа 1702. Следующее письмо было отправлено царем 26 августа уже из Повенца.

Вскоре, после падения Ниеншанца в мае 1703 года на Заячьем острове царь Петр заложил Петропавловскую крепость с бастионами, имеющими имена участников похода по “Осударевой дороге” (Нарышкина, Трубецкого, Зотова, Головкина, Меншикова и своего имени). Фортеция, возводимая по проекту французского генерала Ламбера де Гэрена, также участника пути по «Осударевой дороге», превратилась в первое инженерное сооружение будущей имперской столицы Петербурга.

 

Источники:

  1. Данков М. Ю. Феномен «Осударевой дороги» 1702 года. Современные полевые исследования / Краевед: Сборник статей. — Петрозаводск: Verso, 2007. — С. 16-24.
  2. Кротов П. А. Осударева дорога в 1702 году // Русский Север и Западная Европа. — СПб., 1999.
  3. Пуссе М. В. Следы «осударевой» дороги. — Северодвинск, 1991. — 118 с.
  4. Майнов В. Н. Осударева дорога // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. — Петрозаводск, 1886. — Вып. 2. — С. 25–34.
  5. Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. — СПб.: Тип. В. Демакова, 1877. — 318 с.
  6. Историческая дорога // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1903 год. Петрозаводск, 1903. С. 289—297.

Реконструкция “Осударевой дороги” по историческим локументам

16 августа – Нюхча – озеро Пулозеро  – ямъ въ 5-ти верстахъ отъ деревни Пулозера и въ 40 верстахъ отъ Нюхчи – ямъ в 80 верстахъ отъ Нюхчи, были устроенъ близъ деревни Вожмосальмы, къ рѣкѣ Выгу. Верстахъ въ 7-ми отъ устья Выга, на правомъ его берегу и въ 15 верстахъ прямикомъ отъ Вожмосальмы, учрежденъ былъ снова ямъ – выгорѣцкiе пороги и поставили на Выгу подъ ямомъ. Быстро настланъ былъ мостъ и войска къ вечеру 22 августа перешли на лѣвый берегъ Выга. Выгозерскому яму. Теперь самая трудная часть пути была пройдена. Съ берега рѣки Выга путь пошелъ мѣстами болѣе крѣпкими, болотъ стало меньше и вся задача состояла лишь въ прорубкѣ просѣки и въ постройкѣ мостовъ. Слѣдующiй ямъ былъ учрежденъ близъ деревни Телекиной, въ 25-ти верстахъ отъ выгорѣцкаго яма; чрезъ рѣчки Машозерку и Мурому были построены мосты, остатки которыхъ можно видѣть и до сихъ поръ. Отъ телекинскаго яма Петръ пошелъ уже почти безпрепятственно къ Повѣнцу и на пути имѣлъ только одинъ привалъ въ особомъ ямѣ, который учрежденъ былъ какъ разъ на полпути (Петровский ям). 26-го августа, подъ вечеръ, войско вступило въ Повѣнецъ