Приток Онежского озера. Относится к бассейну реки Невы, Балтийского моря, Атлантического океана. Исток находится в озере Долгом (к югу от Волозеро), устье – в севернй части Повенецкой губы в черте пгт Повенец. Длина реки 15 км, ширина 30—150 м, глубина от 1.8 до 3 м, падение – 39 м.
По реке в давние времена шло освоение водораздела между Онежским и Выгозером. В устье обнаружены археологические памятники мезолита и неолита, с XV в. существует поселение Повенец.
Петр I в 1702 г. вывел к реке Повенчанке «Осудареву дорогу», водно-волоковый путь, соединивший Белое море и Онежское озеро, в 1703 г. заложил второй из Олонецких горных заводов (Повенчанский, существовал до 1739 г.).
До ХХ века река относилась к жемчугоносной. В 1933 г. долина была изменена, ныне по затопленному руслу реки между шлюзами № 5 и № 6 проходит Беломорско-Балтийский канал. В годы войны река находилась в зоне противостояния финских и советских войск.
В черте пгт Повенец реку пересекает трасса А 119.
Достопримечательности:
- Археологические памятники федерального значения:
- могильник Повенчанка (V-IV тыс. до н.э.) сев.-восточнее пос.Повенец;
- Стоянка Повенецкая I-V(VII-I тыс. до н.э.),
- Стоянка Повенчанка I (VI тыс. до н.э.),
- Повенчанка II-VIII, XII-XV мезолит (IX-VII тыс. до н.э.),
- Повенчанка IX-X (V-IV тыс. до н.э.).
- Достопримечательное место: фрагменты доменной печи Повенецкого железоделательного завода («Петровские домны» 1703-1736 гг.), которые являются единственными в Карелии остатками завода петровского времени. Они находятся на окраине пгт Повенец, на левом берегу реки Повенчанка, вблизи второго шлюза Беломорско-Балтийского канала. Охраняются как памятник промышленной архитектуры регионального значения. Возле домен установлена памятная доска с надписью: «Остатки доменных печей Повенецкого железоделательного завода, основанного на месте лично выбранном Петром Великим в 1703 году. Завод изготавливал такелаж, пушки, ядра и шпаги для молодого Российского флота. Виват Россия!»1
- Памятник «Осударева дорога» у Никольской церкви на левом берегу реки Повенчанки. Надпись на камне гласит: «В 1702 году царь Петр Великий перетащил волоком судна из Белого моря в Онежское озеро. С тех пор трасса, проложенная через тайгу и болота, стала называться «Осударевой дорогой». Она стала прологом основания Санкт-Петербурга в 1703 году».
- Памятники истории и техники: «Повенчанская лестница», включает шлюзы № 1–7 Беломорско-Балтийского канала, из них между шлюзами №№ 3-5 Беломорско-Балтийский канал проходит по реке Повенчанке.
Источники:
- Свод Петровских памятников России и Европы http://spp.lfond.spb.ru/russia/regions
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // https://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/
Река Повенчанка. Фото Е.В. Белозоровой 2018 год
Повенчанка / Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // https://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/
Мост через реку Повенчанку в пгт Повенец на трассе А 119. Фото М.Ю. Кашина. 2018 год
«Повенчанская лестница» – шлюзы и водохранилища на реке Повенчанке.
Фото М.Ю. Кашина, 2018 год