26. ВЫГОРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Сегежский район, Республика Карелия

 

 

Крупный старообрядческий центр Поморского согласия, созданный в1694 году на Русском Севере на территории Обонежской пятины (Олонецкий уезд).

История создания. Обитель возникла в октябре 1684 года на небольшом острове озера Сарозеро вблизи Онежского озера (ныне Пудожский район Карелии), где жили дьякон из Соловецкого монастыря — Игнатий и его последователи: бывший дьякон Шуньгского погоста Даниил Викулин, Пётр Прокопьев, Емельян Повенецкий, мирянин Андрей Денисов (с 1691 года) и местные жители. В 1694 году было выбрано новое место для обители на реке Выг, где жили выходцы из Соловецкого монастыря — старцы Герман и Геннадий Качаловы, Захарий Дровнин, иноки Кирилл Сунарецкий, Виталий Московский, Корнилий Выговский и другие.

Пустынь основана поздней осенью 1694 года Андреем Денисовым (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), духовными руководителями которого были Даниил Викулин и священноинок Пафнутий Соловецкий. Первоначально построили трапезную, где происходили моления, хлебню, ригу, две кельи, число участников общежития (насельников) составляло 40 человек. В 1698 году число выговских насельников уже достигало двух тысяч человек. Постепенно жизнь пустыни стала организовываться по монастырскому чину. Следуя заложенному с самого начала общежительства принципу раздельного проживания мужчин и женщин, поселение было обнесено оградой и разделено стеной на две половины — мужскую и женскую (позднее женская получила название Коровий двор).

В 1702 году старообрядцы получили от царя Петра I право отправлять службы по старым книгам и ряд экономических льгот, одновременно монахи обители были приписаны к Олонецким горным заводам. В 1706 году в 20 верстах от Богоявленской обители, стоявшей на реке Выг, построили женскую — Крестовоздвиженскую — на реке Лексе. Первой настоятельницей стала родная сестра Андрея Денисова Соломония. Общежительства были окружены многочисленными скитами (где разрешалось проживание семьями), административно подчинявшимися выговскому собору.

Догматическое учение выговцев известно как Поморское согласие. Выгорецкие расколоучители пользовались необыкновенным уважением и личным влиянием во всем раскольничьем мире, без различия толков и согласий.

Экономическая деятельность. Основные направления деятельности монастыря — создание библиотеки, организация церковной жизни, иконописания и литья медных икон, поддержание исторической памяти о старообрядческих подвижниках и начало почитания собственно выговских святынь.  Увеличение числа проживающих в монастыре дало возможность расширить хозяйство, занять более удобные и плодородные земли и обезопасить от голода. В 1710 г. на реке Чаженке в Каргопольском уезде Андреем Денисовым была арендована земля площадью16 кв. верст.  Здесь были выстроены избы для рабочих и скотные дворы, заведены обширные пашни. Рабочие приезжали сюда из Данилова монастыря весною и затем, проработав все лето, на зиму возвращались домой. На Чаженке оставалась только небольшая часть рабочих для молотьбы хлеба. Вымолоченный хлеб отправлялся в общежитие, для чего на всем пространстве от Чаженки до Данилова (и по другим направлениям), в Каргопольском и нынешних Пудожском и Повенецком уездах, прокладывались дороги, устраивались мосты; на дорогах везде ставились постоялые дворы, где путники могли находить помещение и продовольствие, а для лошадей корм, причем все это было даровое. Для увеличения средств к существованию выговцы закортомили рыбные ловли на Выгозере, Водлозере и многих других озерах. Кроме этого они ездили на вольные ловы на Мурманский берег Ледовитого океана, заходили на Новую Землю, посещали для лова и боя морского зверя Грумант (Шпицберген) и, как уверяют историки, несколько раз доходили в Америку. Наконец, Андрей Денисов убедил братию заняться, в лице выборных приказчиков, торговлей хлебом. Получив от некоторых богачей-раскольников в ссуду капитал, выговцы стали закупать хлеб в низовых городах и доставлять его в Петербург, где цены на хлеб стояли очень высокие. Торговля эта приняла такие широкие размеры, что в разных местах пришлось выстроить склады, пристани и подворья; центральною пристанью служила Пигматка — небольшая бухта на севере Онежского озера. Благодаря такой разнообразной деятельности Данилов и его филиальное отделение Лекса развились в очень зажиточные и даже богатые городки, с населением по несколько сот человек в каждом. Жизнь в этом монастыре-городке регулировалась особым Уложением, составленным Андреем Денисовым.

Управление. Скитов в монастыре в XVIII в. было много; сохранились данные о 27 скитах. Кроме того, были небольшие поселения, которые не считались скитами — Пигматка, Негомозеро, Половинное, Тогма, Пурнозеро и много др. B се эти селения тянули к Данилову, как к своему центру. Но роль представителей Данилова была исключительно исполнительная. Даниловские духовные руководители  могли предпринимать действия, касавшиеся всей Выгореции, только в таком случае, если они были приняты и одобрены общим собранием представителей всех выгорецких скитов. В своем внутреннем управлении каждое поселение обладало полною самостоятельностью; все дела, касавшиеся какого-либо скита, решались общими мирскими собраниями всех жителей скита. Наиболее сложною была организация управления в самом Данилове. Во главе общины стоял киновиарх, ему принадлежало руководство всеми делами общины; ему же были подчинены все ее выборные чины и должностные лица, из которых одни вели религиозные дела общины, а другие — ее хозяйство и управление. Но во всех своих действиях киновиарх должен был сообразоваться с решениями собора, т. е. общего собрания, на котором присутствовали как “отцы” и “братия” даниловские, так и представительницы лексинской обители. Выговское общежительство представляло собой пример старинного русского самоуправления.

Социальное значение. Выгорецкая пустынь стала рассадником и главным центром старообрядцев всей Poccии. Она была сильна не одними материальными средствами. Наряду с мастерскими Денисовы учреждали школы для взрослых и для детей. Выгорецкие школы скоро сделались школами для детей всего раскольничьего миpa; со всей Poccии свозились сюда ученики, и в особенности ученицы (“белицы”). Кроме школ грамотности, заведены были: школа искусных писцов для списывания и распространения раскольничьих книг, школа певцов, для снабжения ими раскольнических часовен и молитвенных домов, школа иконописцев, для приготовления икон в раскольническом духе. Выговцы успели собрать богатейшую коллекцию древних рукописей и старопечатных книг; здесь были не только книги богослужебные, но грамматики и риторики, космографии и сочинения философские, летописи и хронографы, книги польские, литовские, малороссийские.

Сильная своим просвещением, Выгорецкая пустынь дала расколу целый ряд деятелей, которые привели раскольническое учение в систему, и целый ряд сочинений, исторических, догматических и нравственных, которые до сих пор считаются у раскольников лучшими. Таковы сочинения братьев Денисовых, родственника их Петра Прокофьева, Трифона Петрова, и мн. др.

Взаимоотношения с властью. Раскольническая община, столь богатая и столь влиятельная, не могла не обратить на себя внимание правительства. В 1702 г. при проезде Петра I через Олонецкую губернию по «Осударевой дороге» вблизи Выговского монастыря ему доложили, что на Выге скрываются раскольники-пустынники. Петр 1 взглянул на их деятельность с практической стороны и в 1703 г. им был послан указ, предоставлявший свободу богослужения по старопечатным книгам, но с тем, чтобы они приписались ко вновь устроенным повенецким горным заводам и там отправляли работы. Выговцы подчинились и первые среди раскольников прониклись мыслью о необходимости уступок властям и “политичного” отношения к ним. Располагая значительными средствами, они имели прочные связи не только в местном чиновничестве, но и в высших сферах Петербурга, и даже ко двору присылали подарки, главным образом живых и битых оленей.

Не раз они выпутывались из конфликтов и с официальной православнй церковью. В 1722 г. в Выговский монастырь был послан для беседования из св. Синода иеромонах Неофит, и тогда-то на предложенные им вопросы появились знаменитые в истории раскола “Поморские ответы” — главный труд выгорецких расколоучителей. По разным доносам, исходившим от бывших членов выгорецкого общежития, к ним неоднократно наряжались разные комиссии, сенатские и синодские. Особенно памятна была для них следственная комиссия 1739 г., снаряженная по доносу некоего Круглого. Комиссии поручено было расследовать, точно ли выговцы не молятся за царскую фамилию. Выговцы уступили и, по решению своих учителей, внесли царский дом в свои молитвы.

В царствование Екатерины II и Александра I выговцы особым преследованиям не подвергались. В 1835 г. выговцы имели в своем распоряжении близ селения Чаженского Каргопольского уезда 13078 десятин, на своей мукомольной мельнице вымолачивали до 4000 четвертей, за продажу меднолитных крестов выручали до 5000 р., а весь доход общежительства простирался до 200000 руб. При таких средствах раскольники могли содержать в своем общежительстве до 1027 душ муж. пола и 1829 душ женского в 1833 г., и до 800 душ обоего пола в 1853 г.

Но после мер, принятых к ослаблению раскола во второй четверти XIX века, особенно после 1855 г., сила, значение, богатство выгорецкого общежительства были утрачены.

В 1837 году правительственной командой (по указу Николая I) были запечатаны часовни, в 1848 году — экспроприированы земельные владения, позднее стали выселяться и обитатели. В соответствии с высочайшим повелением 1850 г. об уничтожении сборных раскольничьих пунктов, проживавшие в Данилове и Лексе приписные раскольники и раскольницы были возвращены на места их приписки по ревизии; в оба селения переведено значительное число православных переселенцев из Псковской губ.; выговские монастыри обращены в селения государственных крестьян; часовни и моленные (свыше пятидесяти) уничтожены, превращены в православные церкви или закрыты. Благосостояние края сильно упало. Прежние богатые и оживленные селения превратились в ничтожные и запустелые деревни. Данилов не представляет и следа прежнего оживления. Деревня Шелтопорог, напр., имеет теперь 10 дворов, тогда как в первой половине XVIII в. шелтопорожский скит имел 57 дворов, 62 избы, 75 амбаров, 57 сараев, 45 хлевов, 22 риги, часовню и колокольню. В 1855 году обитель прекратила своё существование.

Историю выгорецкой пустыни написал Иван Филиппов (1661-1744), один из преемников Андрея Денисова в звании киновиарха; сочинение это издано, с соблюдением правописания подлинника, Д. Е. Кожанчиковым, под заглавием: “История Выговской старообрядческой пустыни” (СПб., 1862). Ср. Е. Барсов, “Описание рукописей и книг, хранящихся в выголексинской библиотеке” (СПб., 1784); его же “Уложение братьев Денисовых”, в “Памятной книжке Олонецкой губ. на 1868 и 1869 гг.

 

Остальная литература приведена в ст. Я. Абрамова “Выговские пионеры” (“Отечественные Записки”, 1884 г., №№ 3 и 4).

Использованные материалы

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/023/23880.htm