24. Река Выг (Верхний Выг) Пудожский, Медвежьегорский, Сегежский районы, Республика Карелия

 

Река начинается из оз. Верхотинное (находится в 26 км северо-западнее оз. Водлозеро), протекает через небольшие озера Верхнее и Узкое, впадает в Выгозеро с юго-востока. Длина Верхнего Выга – 135 км, площадь бассейна 3 тыс. км2. Река протекает по равнинной заболоченной местности, имеющей плавное понижение в направлении с юга на север. Уклон реки на участке Верхнего Выга равен 0,577‰. В русле реки много островов, встречаются несложные пороги и перекаты. Преобладают глубоководные участки (плёсы), река многократно пересекает озёрные расширения долины. Скорость течения на таких участках очень мала.

Притоки реки: Игнатьев, Умба, Ковжа, Лекса, Нава, Пала, Реборучей (правые); Яньга, Смольная, Елотозерка, Сосновка, Тильгесручей, Шилос и Берёзовка (левые). В бассейне реки находится большое количество озер и болот.

В Верхнем Выге обитают щука, окунь, сиг, лещ, плотва, язь, ряпушка (рипус), гольян и др. виды рыб.

На реке располагается Сергиево,

Автодорога от А 119 на Немино

В 1694 году на Верхнем Выге был основан монастырь – Выгорецкая пустынь, в XVIII- XIX веках весь бассейн реки стал местом старообрядческих поселений, оплотом церковного раскола в России в течение 150 лет.

В начале XVIII века по Выгозеру и Верхнему Выгу проходила «Осударева дорога», по которой царь Пётр I в 1702 г. перевёл  корабли из Белого моря в Онежское озеро.

Достопримечательности:

  • Местонахождение Выгорецкой пустыни, далее Выго-Лексинского старообрядческого монастыря.
Выгоре́цкая оби́тель (Выгорецкая пустынь, Выговское общежительство) — крупный старообрядческий беспоповский центр Поморского согласия, созданный в1694 году на Русском Севере на территории Обонежской пятины (Олонецкий уезд). В дальнейшем упоминается как Выго-Лексинский старообрядческий монастырь.

 

Начало обители было положено в октябре 1684 года на небольшом острове озера Сарозеро вблизи Онежского озера (ныне Пудожский район Карелии), где жили дьякон из Соловецкого монастыря — Игнатий и его последователи: бывший дьякон Шуньгского погоста Даниил Викулин, Пётр Прокопьев, Емельян Повенецкий, мирянин Андрей Денисов (с 1691 года) и местные жители.

В 1694 году было выбрано новое место для обители на реке Выг, где жили выходцы из Соловецкого монастыря — старцы Герман и Геннадий Качаловы, Захарий Дровнин, иноки Кирилл Сунарецкий, Виталий Московский, Корнилий Выговский и другие.

Пустынь основана поздней осенью 1694 года Андреем Денисовым (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), духовными руководителями которого были Даниил Викулин и священноинок Пафнутий Соловецкий. Первоначально построили трапезную, где происходили моления, хлебню, ригу, две кельи, число участников общежития (насельников) составляло 40 человек. В 1698 году число выговских насельников уже достигало двух тысяч человек. Постепенно жизнь пустыни стала организовываться по монастырскому чину. Следуя заложенному с самого начала общежительства принципу раздельного проживания мужчин и женщин, поселение было обнесено оградой и разделено стеной на две половины — мужскую и женскую (позднее женская получила название Коровий двор).

В 1702 году старообрядцы получили от царя Петра I право отправлять службы по старым книгам и ряд экономических льгот, одновременно монахи обители были приписаны к Олонецким горным заводам.

 

В 1706 году в 20 верстах от Богоявленской обители, стоявшей на реке Выг, построили женскую — Крестовоздвиженскую — на реке Лексе. Первой настоятельницей стала родная сестра Андрея Денисова Соломония.

Общежительства были окружены многочисленными скитами (где разрешалось проживание семьями), административно подчинявшимися выговскому собору. Основные направления этой деятельности — создание библиотеки, организация церковной жизни, иконописания и литья медных икон, поддержание исторической памяти о старообрядческих подвижниках и начало почитания собственно выговских святынь.

величение числа рабочих рук дало возможность расширить хозяйство, занять более удобные и плодородные земли и тем обеспечить себя от голодовок. Такую удобную пустую землю нашли на реке Чаженке в Каргопольском уезде. Земля эта была казенная и занимала около 16 кв. верст. Андрей Денисов с товарищами заарендовали ее (1710), выстроили избы для рабочих и скотные дворы, завели обширные пашни. Рабочие приезжали сюда из Данилова весною и затем, проработав все лето, на зиму возвращались домой. На месте же оставалась только небольшая часть рабочих для молотьбы хлеба. Вымолоченный хлеб отправлялся в общежитие, для чего на всем пространстве от Чаженки до Данилова (и по другим направлениям), в Каргопольском и нынешних Пудожском и Повенецком уездах, прокладывались дороги, устраивались мосты; на дорогах везде ставились постоялые дворы, где путники могли находить помещение и продовольствие, а для лошадей корм, причем все это было даровое. Для увеличения средств к существованию выговцы закортомили еще рыбные ловли на Выгозере, Водлозере и многих других озерах. Вместе с тем они стали ездить на вольные ловы на Мурманский берег Ледовитого океана, зачастую заходили на Новую Землю, посещали для лова и боя морского зверя Грумант (Шпицберген) и, как уверяют их историки, несколько раз заходили даже в Америку. Наконец, Андрей Денисов убедил братию заняться, в лице выборных приказчиков, торговлей хлебом. Получив от некоторых богачей-раскольников в ссуду капитал, выговцы стали закупать хлеб в низовых городах и доставлять его в Петербург, где цены на хлеб стояли очень высокие. Торговля эта приняла такие широкие размеры, что в разных местах пришлось выстроить склады, пристани и подворья; центральною пристанью служила Пигматка — небольшая бухта на сев. Онежского озера.

Благодаря такой разнообразной деятельности Данилов и его филиальное отделение Лекса развились в очень зажиточные и даже богатые городки, с населением по несколько сот человек в каждом. Жизнь в этом монастыре-городке регулировалась особым Уложением, составленным Андреем Денисовым. Скитов этих в XVII в. было много; до нас дошли известия о 27 скитах. Кроме того, были небольшие поселения, которые не считались скитами — Пигматка, Негомозеро, Половинное, Тогма, Пурнозеро и много др. B се эти селения тянули к Данилову, как к своему центру. Но роль представителей Данилова была исключительно исполнительная. Даниловские главари могли предпринимать действия, касавшиеся всей Выгореции, только в таком случае, если они были приняты и одобрены общим собранием представителей всех выгорецких скитов. В своем внутреннем управлении каждое поселение обладало полною самостоятельностью; все дела, касавшиеся какого-либо скита, решались общими мирскими собраниями всех жителей скита. Наиболее сложною была организация управления в самом Данилове. Во главе общины стоял киновиарх, или, выражаясь попросту, большак. Большаку принадлежало руководство всеми делами общины; ему же были подчинены все ее выборные чины и должностные лица, из которых одни ведали религиозные дела общины, а другие — ее хозяйство и управление. Но во всех своих действиях большак должен был сообразоваться с решениями собора, т. е. общего собрания, на котором присутствовали как “отцы” и “братия” даниловские, так и представительницы лексинской обители.

Выгорецкая пустынь стала рассадником и главным центром беспоповщины всей Poccии. Она была сильна не одними материальными средствами. Наряду с мастерскими Денисовы учреждали школы для взрослых и для детей. Выгорецкие школы скоро сделались школами для детей всего раскольничьего миpa; со всей Poccии свозились сюда ученики, и в особенности ученицы (“белицы”). Кроме школ грамотности, заведены были: школа искусных писцов для списывания и распространения раскольничьих книг, школа певцов, для снабжения ими раскольнических часовен и молитвенных домов, школа иконописцев, для приготовления икон в раскольническом духе. Выговцы успели собрать богатейшую коллекцию древних рукописей и старопечатных книг; здесь были не только книги богослужебные, но грамматики и риторики, космографии и сочинения философские, летописи и хронографы, книги польские, литовские, малороссийские.

 

В 1710 г. была куплена с торгов пахотная земля на р. Чаженке, в Каргопольском уезде. Здесь поставили кельи, скотные дворы. Для работ сюда приезжали летом с Выга, а на зиму оставалось несколько человек для ухода за скотом. «Зяблые годы» заставили выговцев обратить серьёзное внимание и на развитие промыслов и торговли. Взяв на откуп Выгозеро, Водлозеро и др., они занялись рыболовством, ездили охотиться на морского зверя на Мурманск, Новую Землю и Шпицберген, а на петровских заводах и на Вытегре построили «постойные хоромы и амбары и своих людей держаша для торга и приезда своих». В Архангельске, в Сибири, на Мезени, в поволжских городах, в Петербурге выговцы завели своих «прикащиков», свои склады и пристани, на Онежском озере построили свою пристань – Пигматку. Выговское общежительство постепенно возрастает, выделяет другой (женский) монастырь на р. Лексе (в 20 верстах), создаёт прочную внутреннюю организацию и, сильное экономически, простирает своё влияние не только на ближайшие скиты, но и на старообрядческие общины по всей России. Во время голода в соседних Олонецком, Каргопольском и Белозерском уездах выговцы принимали, кормили и оказывали помощь всем приходящим. Выговское общежительство представляло собой пример старинного русского самоуправления.

 

Сильная своим просвещением, Выгорецкая пустынь дала расколу целый ряд деятелей, которые привели раскольническое учение в систему, и целый ряд сочинений, исторических, догматических и нравственных, которые до сих пор считаются у раскольников лучшими. Таковы сочинения бр. Денисовых, родственника их Петра ПрокофьеваТрифона Петрова, и мн. др. О догматическом учении выговцев см. Поморское согласие. Выгорецкие расколоучители пользовались необыкновенным уважением и личным влиянием во всем раскольничьем мире, без различия толков и согласий.

Раскольническая община, столь богатая и столь влиятельная, не могла не обратить на себя внимание правительства. Еще в 1702 г. при проезде Петра и через Олонецкую губ. ему доложили, что на Выге скрываются раскольники-пустынники. Но он взглянул на дело с практической стороны. В 1703 г. им послан был указ, предоставлявший им свободу богослужения по старопечатным книгам, но с тем, чтобы они приписались ко вновь устроенным повенецким горным заводам и там отправляли работы. Выговцы подчинились и вообще первые среди раскольников прониклись мыслью о необходимости уступок властям и “политичного” отношения к ним. Располагая значительными средствами, они имели прочные связи не только в местном чиновничестве, но и в высших сферах Петербурга, и даже ко двору присылали подарки, главным образом живых и битых оленей.

Не раз постигали их беды, но всегда они выпутывались более или менее счастливо. В 1722 г. послан был к ним для беседования из св. Синода иеромонах Неофит, и тогда-то на предложенные им вопросы появились знаменитые в истории раскола “Поморские ответы” — главный труд выгорецких расколоучителей. По разным доносам, исходившим от бывших членов выгорецкого общежития, к ним неоднократно наряжались разные комиссии, сенатские и синодские. Особенно памятна была для них следственная комиссия 1739 года, снаряженная по доносу некоего Круглого. Комиссии, между прочим, поручено было расследовать, точно ли выговцы не молятся за царскую фамилию. Выговцы уступили и, по решению своих учителей, внесли царский дом в свои молитвы. Но многие беспоповцы тогда отделились от выговцев, назвав их самарянами (от начальника комиссии Самарина, вследствие розыска которого была сделана уступка); несколько десятков упорствовавших даже предали себя сожжению.

В царствование Екатерины II и Александра и выговцы особым преследованиям не подвергались. Но после мер, принятых к ослаблению раскола во второй четверти текущего столетия и в особенности после 1855 года, и сила, и значение, и богатство выгорецкого общежительства обратились в предание далекой старины. Еще в 1835 году выговцы имели в своем распоряжении, близ селения Чаженского, Каргопольского уезда, 13078 десятин, на своей мукомольной мельнице вымолачивали до 4000 четвертей, за продажу меднолитных крестов выручали до 5000 р., а весь доход общежительства простирался до 200000 руб. При таких средствах раскольники могли содержать в своем общежительстве до 1027 душ муж. пола и 1829 душ женского в 1833 г., и до 800 душ обоего пола в 1853 г. С 1855 г., в силу высочайшего повеления 1850 г. об уничтожении сборных раскольничьих пунктов, проживавшие в Данилове и Лексе приписные раскольники и раскольницы возвращены на места их приписки по ревизии; в оба селения переведено значительное число православных переселенцев из Псковской губ.; выговские монастыри обращены в селения государственных крестьян; часовни и моленные (свыше пятидесяти) уничтожены, превращены в православные церкви или закрыты. Благосостояние края сильно упало. Прежние богатые и оживленные селения превратились в ничтожные и запустелые деревни. Данилов не представляет и следа прежнего оживления. Деревня Шелтопорог, напр., имеет теперь 10 дворов, тогда как в первой половине XVIII в. шелтопорожский скит имел 57 дворов, 62 избы, 75 амбаров, 57 сараев, 45 хлевов, 22 риги, часовню и колокольню.

Историю выгорецкой пустыни написал Иван Филиппов (16611744), один из преемников Андрея Денисова в звании киновиарха; сочинение это издано, с соблюдением правописания подлинника, Д. Е. Кожанчиковым, под заглавием: “История Выговской старообрядческой пустыни” (СПб., 1862). Ср. Е. Барсов, “Описание рукописей и книг, хранящихся в выголексинской библиотеке” (СПб., 1784); его же “Уложение братьев Денисовых”, в “Памятной книжке Олонецкой губ. на 1868 и 1869 гг. Остальная литература приведена в ст. Я. Абрамова “Выговские пионеры” (“Отечественные Записки”, 1884 г., №№ 3 и 4).

Использованные материалы

·         http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/023/23880.htm

К 1720-м годам обитель превратилась в экономически процветающую, крупную общину, окружённую многочисленными скитами (где разрешалось проживание с семьями) с пашенными дворами, административно подчинявшимися выговскому собору.

 

В обители действовали предприятия по выплавке меди, производству кирпича и досок, выделке кож, выгонке смолы и дёгтя. Община имела несколько хлебных пристаней на Онежском озере, мельницы, несколько озёрных судов. Действовала библиотека, школы иконописания и грамоты, мастерская литья медных икон. Происходило обмирщение общины, что привело в 1737 году к внутреннему расколу, когда обитель покинули радикально настроенные староверы во главе со старцем Филиппом.

Период 1720—1820 годов — время лояльного отношения властей к старообрядцам. Но царствование Николая I ознаменовалось карательными мерами и жесточайшими репрессиями по отношению к сарообрядцам. В 1837 году правительственной командой по указу Николая I были запечатаны часовни обители, в 1848 году — экспроприированы земельные владения, а позднее стали выселяться и обитатели общины.

В 1855 году обитель прекратила своё существование.

 

В 1837 году правительственной командой (по указу Николая I) были запечатаны часовни, в 1848 году — экспроприированы земельные владения, позднее стали выселяться и обитатели. В 1855 году обитель прекратила своё существование.

В среде старообрядцев Выгорецкая пустынь считается преемником Соловецкого монастыря.

Источники:

 

https://drevo-info.ru/articles/2623.html

Открытая Карелия.  Музеи. Электронный ресурс http://openkarelia.org/object?object_id=JsiqPz0CRDmlECQGBm_DXg