ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ: Дословно

размещено в: Новости, События | 0

Насколько хорошо знаем мы свою область и город по результатам анализа ответов на вопросы краеведческого Географического диктанта?

«В написании Диктанта приняли участие 282 человека в возрасте от 10 до 69 лет, основную долю участников составили старшие школьники – учащиеся 8-10 классов городских школ.

Как уже сообщалось, из 30 вопросов диктанта 20 были посвящены природе, населению и освоению ресурсов нашей области, а 10 – городу Вологде.

 

Из вопросов о Вологодской области лучше всего участники диктанта справились с вопросами о самых крупных озёрах (1 – здесь и далее № вопроса в анкете диктанта), о ледниковом происхождении рельефа (2), о Рыбинском водохранилище (3), о соседях (18), о горючем полезном ископаемом – торфе (19) и о Семене Дежнёве (14).

 

Конечно, в порядке перечисления озёр (по уменьшению площади) и соседних субъектов (по часовой стрелке) были перестановки, были отличные от правильного варианты фамилий мореходов и путешественников, но в целом крупнейшие водоёмы и своих соседей, а также фамилии первопроходцев мы знаем.

Справедливости ради нужно отметить, что эти вопросы были наиболее простыми. Из вопросов об областной столице наиболее известными участникам оказались перечень рыб, обитающих в реке Вологде (29), название реки Золотухи за пределами городской черты (26), связь города со Святым Герасимом (27) и памятник первому электрическому столбу (29).

 

Сложнее примерно для половины участников диктанта стали вопросы о наиболее распространённых в области подзолистых почвах (4), о карстовых озёрах Вытегорского района (7), о Волго-Балтийском водном пути и Мариинском канале (9), о ландшафтном заказнике АтЛеКа (10), о финно-угорском населении – вепсах (11), о льне (16) и даже о самом крупном животном нашей области – зубре (20).

 

 

При это некоторые участники диктанта показали знание, например, других финно-угорских народов – ижора, лопь, меря, которые проживали/ проживают на территориях наших соседей. Больше всего неверных вариантов ответов было дано о почвах – и болотные (такие есть в нашей области), и серые лесные (таких нет в нашей области, это почвы зоны широколиственных лесов), и просто глинистые. Особенно порадовали бы вологодских работников сельского хозяйства чернозёмы…

Уникальность АтЛеКи большинство, ответивших на это вопрос, понимают, но не все справились с формулировками, да и с расшифровкой аббревиатуры были сложные попытки. Ещё хочется отметить ответы на вопрос об исчезающих карстовых озёрах. Только два человека при объяснении причины исчезновения озёр использовали термин «карст», но многие из ответивших связали уход воды с подземными пустотами и трещинами.
Предлагаю для знакомства из множества ссылок на публикации об исчезающих озёрах и реках Вытегорского района только две – на краеведческие альманахи «Вытегра. Вып.1» (1997) https://www.booksite.ru/fulltext/1us/tuz/na/11.htm и «Вытегра. Вып. 2» (2000) https://www.booksite.ru/fulltext/vyt/egr/a2/9.htm.

 

Наиболее неожиданным ответом на вопрос о растении – символе Вологодской области был хлопчатник. Думаю, что наши «знатоки», а это в основном учащиеся 8-9-х классов, ещё имеют шанс разобраться в безуспешности выращивания хлопчатника в Вологодской области.

Из ответов на вопрос о распределении рек по океаническим бассейнам (6) следует, что карта области – не самый понятный нам при всех современных возможностях и технологиях источник информации. Очень не многие участники правильно распределили реки по бассейнам морей. Ещё сложнее оказался вопрос о континентальности климата или опять же знание карты – размещения административных районов в границах области? Правильных ответов на этот вопрос оказалось маловато.

 

Самое большое разнообразие ответов было дано на вопрос о ценном пушном зверьке – 15!.. Причем участники называли зверьков как реально обитающих в области или в степной и пустынной природных зонах, и даже «изобретали» новые виды. Только два человека правильно назвали бобра!

Самыми сложными, не получившими правильных ответов или ответов вообще, стали вопросы о соединяющих реки в древности волоках (13), об Андомской горе (12) и историко-географический вопрос о древнем центре железоделательного производства нашей страны – Устюжне – бывшей Устюжне Железнопольской (15). Знают о роли Устюжны как национального центра выплавки железа единицы, хотя некоторые называли Белозерье и с исторической точки зрения не так далеки от истины. На вопрос о волоках ответили единицы, Андомскую гору назвали примерно три десятка человек.

 

Из всех вопросов вообще и городе Вологде самым невостребованным оказался вопрос № 30 о связи между Вологодским педагогическим колледжем (точнее было бы сказать, его зданием) и Спасо-Прилуцким монастырём. Из всех участников дали правильный ответ на этот культурно-историко-краеведческий вопрос 16 человек.
Нужно сказать, что примерно в трети анкет от 2-3 до половины вопросов оставались без ответов, но были, и не единично, полные и грамотные ответы, в том числе о площади и количестве населения, географической широте города Вологды. Участники диктанта ошибались, но иногда ошибки были, скажем так, в границах Вологодской области.

 

В целом же пока нельзя сказать, что свою область мы знаем досконально. Нам есть, над чем работать, где ещё побывать реально или виртуально, что посмотреть, что почитать о нашей Вологодской области.

 

Ведь от наших знаний о природе и населении, об истории и культуре, о ресурсах и хозяйстве зависит, насколько комфортно в Вологодской области будет жить – работать и отдыхать, нам и нашим детям, насколько привлекательна будет наша область для гостей, в том числе туристов и инвесторов».

 

С пожеланиями успехов в изучении и свежих впечатлений от путешествий по нашей родной Вологодской области, зав. кафедрой географии Вологодского государственного университета Екатерина СОКОЛОВА.