ПАЛЕОСТРОВСКИЙ КОРНИЛИЕ-ПАЛЕОСТРОВСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Медвежьегорский район Республика Карелия

Один из наиболее древних и известных монастырей Заонежья расположен в Повенецком заливе Онежского озера, в 6 км на север от села Толвуя, на северо-западном берегу острова Палий (Палеостров).

Название острова связано с вылавливаемой здесь рыбой — палией. Остров высокий, скалистый, поросший смешанным лесом и кустарником; берега острова обрывистые, северной части острова находится высокая гора, сложенная из серого гранита.

Впервые монастырь упоминается в 1391 году в грамоте, подписанной новгородскими посадниками Юрием Онциферовичем и Мироном Ивановичем (грамота опубликована в 1852 году в «Вестнике географического общества»).

Основатель монастыря валаамский монах Корнилий по преданию, был родом из Пскова, долго странствовал по монастырям и пустыням в Поморье, прежде чем основал иноческое житие на острове Палей в северной части Онежского озера. Уже при жизни Корнилия на острове стали строится храм и церкви.

Главная святыня монастыря, мощи прп. Корнилия, покоятся под спудом в соборном храме Рождества Богоматери. Ещё при жизни Корнилия в обители были устроены храмы во имя Рождества Богородицы, Святого Николая и пророка Илии. В начале XVII монастырь подвергся нападению шведов. В середине XVII века на недолгое время появляется четвёртый храм во имя Святого Михаила Малеина с приделом во имя Алексея Человека Божьего. Мощи Корнилия Палеостровского находились в часовне во имя Святого Корнилия, под часовней помещался амбар, где хранились царские грамоты, дарованные монастырю и другие ценности.

Некоторое время монахом Палейострова был старец Зосима Соловецкий, один из основателей Соловецкого монастыря, рожденный в Толвуе. Монастырь имел множество охранных грамот русских царей, почитаемых предметов, украшенных золотом, серебром, жемчугом и долгое время процветал, однако сильно пострадал во времена Смуты.

В 17 веке монастырь стал местом заключения Павла Коломенского, который мог быть избран патриархом Руси и, соответственно, являлся одним из тех, кого преследовал патриарх Никон, задумавший церковную реформу. По преданиям староверов, он именно здесь был тайно убит по приказу Никона, возможно даже сожжен, что и послужило примером для последующих самосожжений староверов.

Сюда, в монастырь, на Север, бежали старообрядцы-раскольники, находя немало сочувствующих. Заонежье, где расположен монастырь, иногда называют Китежем старообрядчества. Монахи вели на острове сельское хозяйство (росли яблони), занимались рыбной ловлей (лосось, форель). 4 марта 1687 года старообрядцы захватывают монастырь. По донесению митрополита Корнилия (XVII век) это местное население из близ лежащих сёл и деревень в количестве 1200 человек.

О дальнейших событиях, происшедших в обители, существуют две точки зрения. Согласно старообрядческой точке зрения, изложенной настоятелем Выговской пустыни киновиархом Иваном Филипповичем в его книге, всех кто был не согласен со старообрядцами не принуждали находится в монастыре и отпустили на свободу. На вооруженный захват монастыря был отправлен отряд солдат в количестве около 500 человек. Старообрядцы закрылись в соборном храме монастыря, который войска штурмовали при помощи пушек, стреляя по нему, поэтому в результате пожара, который был вызван обстрелом деревянного храма, находящиеся в храме люди сгорели. Согласно новообрядческой точке зрения при осаде их правительственными войсками старообрядцы сами устраивали самосожжения. Погибло, по различным данным, от 2000 до 3000 старообрядцев (такое количество жертв указывалось в новообрядческих изданиях середины XIX века), а также захваченные ими игумен Тихон, 10 братьев и 3 причетника. При этом сгорели храмы и хозяйственные постройки монастыря, документы.

После пожара храм во имя Святого Николая с приделом во имя пророка Илии был восстановлен. В 1755 году в числе братии числится строитель иеромонах Макарий, схимонах Саввий, монахи Филарет, Мельхиседек и Феофилакт и 5 служителей-бельцов. В 1764 году пришедший в упадок монастырь был отнесён к числу заштатных, была разрушена пристань от напора онежских валов. В 1793, по другим данным в 1794 году была заново отстроена сгоревшая церковь во имя Рождества Христова. К концу XIX в. монастырь восстанавливается.

В 1919 г. после революции земли монастыря были разделены между сельхозкоммуной и жителями острова. В 1928 году монастырь был официально закрыт, в его храмах и корпусах создана колония для малолетних преступников. К концу XX в. от древнего монастыря остались стены братского корпуса и руины храма Рождества Богородицы.

В начале XXI в. обитель постепенно начала восстанавливаться. Завершено строительство деревянного храма Рождества Богородицы, келий и корпуса для проживания наместника монастыря с библиотекой, деревянной гостиницы для паломников. Восстановлен трапезный корпус с хлебопекарней.

 

Достопримечательности:

  • действующий Корнилиево-Палеостровский мужской монастырь Карельской епархии Русской православной церкви Московского патриархата;
  • монастырские постройки: главный корпус монастыря с церковью прп. Ефрема Сирина;
  • мощи святого Корнилия и преемника Корнилия Авраамия Палеостровского под спудом;
  • поклонный крест «на палеостровских гарях».

 

Источники:

  1. Корнилие-Палеостровский мужской монастырь / Информационный портал Карельской епархии // http://eparhia.karelia.ru/paleos.htm
  2. Палеостровский монастырь//Олонецкая епархия. Петрозаводск. 2001.с.101-104.
  3. Необитаемый остров и его обитатели. Рассказ о современном состоянии Корнилие-Палеостровского мужского монастыря / Информационный портал Карельской епархии // http://eparhia.karelia.ru/pal10.htm.